За полчаса до сбора в зале пусто. На сцене устанавливают декорации вечернего спектакля — “Васса Железнова”. Сама Васса, то есть артистка Марина Голуб, уже пришла и позирует фотографам. Выглядит хорошо и рассказывает, что за лето успела все — и посниматься, и отдохнуть.
— Что ты, у меня три полных метра, отличные команды, — говорит Марина.
Подходит другая Марина — Зудина, выглядит шикарно, говорит, что не ожидала — ей дают роль Филумены Мартурано.
— Ты и женщина, мягко говоря, легкого поведения?
— Очевидно, у меня настолько развит материнский инстинкт, я готова за детей убить, что поэтому мне и досталась роль, о которой я и не мечтала.
Игорь Верник приехал на сбор буквально со съемочной площадки картины “Бомбила”. “Там я буду ужасным гадом”, — говорит Верник. Трудно поверить, что с таким смайлом можно быть душегубом.
А артисты подходят и подходят. Старая гвардия — Нина Гуляева, Ольга Яковлева, Андрей Мягков, Евгений Киндинов… Входит Табаков — строгий синий пиджак, ярко-красный свитер под ним. Свистит как мальчишка и таким образом открывает 113-й сезон. Надо сказать, что речь художественного руководителя прерывают звонки его мобильного телефона и постоянный смех, как комментарий к его выступлению. На звонки Табаков отвечает: “Перезвоните, пожалуйста, через час”, ну а шутки отпускает такие, что любой “Камеди Клаб” с КВНом обзавидуются.
Так, когда слово взял Андрей Мягков, чтобы прочесть поздравительный адрес от труппы юбиляру Табакову, О.П. предложил ему сказать своими словами. Мягков согласился и начал:
— Мне не нравится обращение “дорогой Олег Павлович”.
Табаков: — Ну, значит, дешевый. (Смех, аплодисменты.)
И в таком духе было прочитано серьезное поздравление. Шутки шутками, но Олег Павлович огласил планы Художественного театра на будущий год. Они весьма амбициозны. На Большой и Малой сценах будут продолжены современные изыскания в области классики — Сухово-Кобылин, Эдуардо де Филиппо, Виктор Астафьев, Беккет, Себастьян с “Безымянной звездой”.
— Я надеюсь, что этой постановкой, которая выйдет к Рождеству, мы разрушим миф удачного фильма Михаила Козакова. (Тот самый фильм, где блестяще играли Игорь Костолевский, Анастасия Вертинская и сам Михаил Козаков. — М.Р.)
— А еще в целях экономии, — говорит Табаков, — я предложил Юрию Бутусову поставить трилогию Сухово-Кобылина в одной декорации. (Смех, аплодисменты и постоянные комментарии с мест.) И наконец, Табаков объявил, что Кирилл Серебренников готовит на Малой сцене к февралю провокацию — “В ожидании Годо”, только с женским составом. На сцене будет Бермудский треугольник из Аллы Покровской, Натальи Теняковой и приглашенной к ним Лии Ахеджаковой. После успеха поэтических вечеров в прошлом сезоне МХТ им. Чехова будет развивать проект читок современных иностранных пьес: начнут с французских, ну а дальше Табаков пообещал английскую, итальянскую и прочую драматургию.
Наконец, о новобранцах и старожилах. Мхатовского полку прибыло: в штат взят самый большой молодой артист — Станислав Дужников, удачно игравший как приглашенный в “Женитьбе”, Рената Литвинова, продолжающая играть Раневскую в “Вишневом саде”. Она пришла на сбор труппы и сидела в сторонке в черных очках. Стажерская группа — 8 человек. Среди юбиляров — Наталья Егорова, которую Табаков назвал не иначе как секс-граната, Василий Немирович-Данченко. Ближайший юбиляр — Нина Гуляева. Ну а самый главный бенефициант — Олег Табаков — отметит второй акт своего 75-летия аж в ноябре. Ожидается нечто.