Кому нужен пепел Грабаря?

Хранилище знаменитого реставрационного центра не пострадало

Улица Радио залита пожарной пеной. Рядом с реставрационным центром Грабаря, у которого полностью выгорела, а затем обвалилась мансарда, несколько пожарных машин, “скорая помощь” и две спецмашины. Именно они должны вывезти произведения искусства, которые до сих пор находятся в здании-погорельце. Кстати, обивка мансарды была пластиковой, она загорелась мгновенно; с нее огонь пошел по всей площади здания. Более того, “МК” узнал сенсационные подробности последнего скандала в центре Грабаря и выяснил, почему версия поджога возможна.
Хранилище знаменитого реставрационного центра не пострадало

11 утра. Сотрудники МЧС, милиция, заплаканные работницы центра Грабаря и растерянные коллекционеры томятся в ожидании. Хорошо только близлежащим магазинам: они уже сделали неплохую выручку от продажи воды изнывающим от жары людям.


Вокруг темно-розового здания-погорельца ходят утомленные коллекционеры. Они даже не могли подумать, что что-то может произойти с ценными предметами, которые они сдали на экспертизу или реставрацию сюда.


— Вы же не будете страховать работу, если сдаете ее в Третьяковскую галерею? — говорит коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. — Тут то же самое. Я отдал на оценку картину, не знаю точно, сколько она стоит, никакого человека или комитета, который должен работать с нами, частными лицами, нет. А нас около 150 человек. Не знаю, чего ждать. Но сомневаюсь, что получу что-то от государства…


“МК” стало известно, что в центре Грабаря хранились произведения искусства из 400 музеев, в т.ч. из Новгородского, Кировского, музея-заповедника “Архангельское”, музея “Бородинское битва” и т.д. Все вещи, которые были в работе у реставраторов центра, т.е. лежали у них на столах на втором этаже, скорее всего пострадали. Вчера комиссия Министерства культуры во главе с замминистра культуры Павлом Хорошиловым и директором департамента культурного наследия Рамазаном Колоевым находилась здесь до часу ночи. Удалось вывезти 60 произведений, но многие картины хранились на 3-м этаже здания, где, по версии следствия, во время работ на крыше с использованием паяльных ламп произошло возгорание. Картины хранились свернутыми в свертки. Их судьба пока неизвестна.


До сих пор выясняется, какие именно картины были на момент пожара в Центре Грабаря. Мы дозвонились директору аукционного дома “Гелос” Олегу Стецюре:


— Мы подали на экспертизу в центр Грабаря три картины — работы Юлия Клевера (старшего), Эля Лисицкого и двустороннее полотно Зинаиды Серебряковой. Я знаю процесс работы центра Грабаря и надеюсь, что картины находились в хранилище, которое при пожаре не пострадало. Пострадали ли они, сейчас выясняется.


Полдень. Сотрудники МЧС и судебно-экспертного центра собираются войти в здание. Их штаб — в соседнем музее Н.Е.Жуковского. Кстати, советская постройка — памятник архитектуры — тоже могла пострадать (ведь вчера огонь охватил 2000 кв. м), но, к счастью, уцелела. Самому зданию центра Грабаря только собирались присвоить статус памятника. Не успели.

Как горел центр Грабаря

Как горел центр Грабаря

Смотрите фотогалерею по теме



Надев шлемы, сапоги и спецодежду, сотрудники заходят в центр. Их цель — проверить, в каком состоянии хранилище центра. Именно там находится основная часть произведений. Через 20 минут уже первые новости — облегчение для работников центра, которые порывались войти в заветное хранилище первыми.


— Первичный осмотр показал, что хранилище не повреждено, — говорит пресс-секретарь Министерства культуры Наталья Уварова. — С помощью ключей сотрудники МЧС открыли комнаты — и, похоже, работы не пострадали. Бункер оказался герметичен.


Две спецмашины должны отвезти работы в хранилища разных музеев, в т.ч. в хранилище Министерства культуры и музея имени Андрея Рублева, который находится недалеко от места событий.


14.30. Из хранилища центра Грабаря выносят три картины: две небольшие работы и один крупный пейзаж. Скорее всего эти вещи находились недалеко от входа в хранилище. До того, что находится внутри хранилища, пока не добрались. Сотрудники музея говорят, что многие работники ушли в отпуск. Перед этим они сдали вещи, которые находятся у них на реставрации, в хранилище, т.е. то, что злосчастный пожар произошел в середине лета, спасло многие ценности.


В четверг, когда произошло возгорание, в центре Грабаря был день открытых дверей. То есть частные лица, которые хотели отдать произведения на экспертизу и реставрацию, могли попасть в центр. Сколько было этих посторонних — неизвестно. Мог ли кто-то подняться на 3-й этаж, в мансарду, и поджечь здание? Кому это было выгодно? Сейчас центр Грабаря — старейшая реставрационная мастерская, практически монополист в деле “лечения” произведений искусства, а также экспертизы. У конкурентов — в Третьяковке — несколько лет назад произошел скандал: порядка ста экспертных заключений было признано неверными. К центру Грабаря тоже были претензии по вопросу фиктивных экспертных заключений. Тем не менее центр оставался лучшей мастерской, по мнению многих антикваров. Пока работа центра приостановлена — кто займет его нишу?

Как горел центр Грабаря

Как горел центр Грабаря

Смотрите фотогалерею по теме


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ


Реставратор Владимир САРАБЬЯНОВ:


— Экспертный мир не замрет. Есть и другие экспертные структуры. Институт реставрации проводит экспертизы, я слышал, что Министерство культуры собирается организовать некое экспертное сообщество или центр. Ведь сгорело здание центра Грабаря, но сам центр, его структура, я уверен, будет продолжать функционировать.


Специалист по антикварному рынку Дмитрий БУТКЕВИЧ:


— Это практически единственное место, где выдают экспертизы. А монополизм ведет к коррупции. Речь идет о несчастном случае, но вполне возможен и поджог: либо сами подожгли, либо конкуренты. Слишком велик соблазн. Ведь недавно в связи с центром Грабаря возник еще один скандал — жалоба министру культуры от самих сотрудников.


И вот шокирующая история этой жалобы, которую рассказал “МК” Владимир РОЩИН, руководитель проекта “Каталог подделок”:


— Вчера я подал вторую жалобу! В нем шла речь о наведении порядка в центре Грабаря, о фактах коррупции, взяток, беспредела! После первой жалобы министр культуры назначил спецкомиссию совместно с Росохранкультурой. После чего по приказу Авдеева две недели назад нынешний директор центра Грабаря Алексей Владимиров был уволен! Он хороший мужик, только со спиртным дружит, но дело не в нем. Проект каталога подделок живописи, которым я руковожу, не раз вскрывал факты о подлогах на сотни миллионов долларов, и в поле зрения тогда попал центр Грабаря. Начальник отдела экспертиз г-жа Киселева не раз подписывала сомнительные экспертизы работ стоимостью сотни тысяч долларов. Замдиректора — г-жа Щурова, ее муж — замдиректора по эксплуатации, а другой замдиректора — лучшая подруга Щуровой. Вот этот муж — замдиректора по эксплуатации — и набирал на строительные работы гастарбайтеров. Как можно их пускать в сокровищницу России? Я уверен, что следствие должно рассматривать и версию умышленного поджога тоже. Ведь почему-то не сработала ни одна противопожарная система — ни громкоговоритель, ни сигнализация, и пожилая женщина в дыму бегала по кабинетам: “Выходите, мы горим”… Зачем поджог? Возможно, чтобы скрыть факты хищения ценнейших шедевров.


Вот, кстати, о поджоге. Зачем проводились ремонтные работы на крыше? Они были плановыми или?.. Почему именно сейчас, когда директор, находящийся в отпуске, сразу после отпуска увольняется?..
 

ИЗ ДОСЬЕ "МК"


ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря был открыт в 1918 г. русским художником, искусствоведом Игорем Грабарем. До сего момента центр им. Грабаря был чуть ли не единственным научно-исследовательским учреждением, проводящим реставрацию и консервацию музейных ценностей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру