Кровавая нефть
На фотовыставке конкурса Pictet показали чего стоят «дары Земли»
Когда американец Эд Каши отправился сниматься добычу нефти в Западной Африке, скандалом в Мексиканском заливе еще и не пахло. Но в дельте Нигера, которая по протяженности трятья река в мире после Нила и Конго, миниутечки – явление постоянное. Свою серию снимков Каши назвал «Проклятие черного золота: 50 лет нефти в дельте Нигера». Вот иллюстрация этого проклятия: груды мертвого скота, истекающие кровью, черный дым, голая земля и местные жители, который такие виды, явно, уже давно не удивляют. Как многие участники конкурса, Эд Каши сосредоточил свое внимание на последствиях добычи природных ресурсов. А немец Андреас Гурски снял свалку отходов в Чимальуакане, что в Мехико. Бескрайнее поле мусора уходит далеко за горизонт. Правда, автор использовал излюбленный прием – на комьютере он добавляет в исходный снимок отдельные предметы. На фото можно рассмотреть каждую бутылочку, тазик, рваную картонную коробку. На удивление первая мысль, которая появляется в голове у зрителе, не о последствиях глобализации. Работы воспринимаются как абстрактный образ, вполне эстетический. Такой парадоксальный эффект - часть художественного кредо известного немца.
- Землю фотографы увидели по-разному, - рассказывает один из организаторов конкурса Майкл Бенсон. - Если Андреас Гурски, один из финалистов конкурса, показывает кучу мексиканского мусора, то Даррен Олдмонд, мастер из Великобритании, исследует свет луны. Он использовал длительную экспозицию, чтобы снимать ночью. Правда, красивая Желтая горная гряда в китайской провинции Аньхой получилась несколько жутковатой.
Но самый необычный эстетический подход у победителя конкурса Надава Кандера. Он фотографировал пейзажи берегов китайской реки Янцзы, над которой с умопомрачительной скоростью появляются новые мосты. Вот на берегу устроили пикник молодые китайцы. Они сидят за пластмассовым столиком, разговаривают и улыбаются, а под ногами у них мусор, над головой железный мост, а качестве пейзажа - бесконечные столбы, поддерживающие этот мост. Или другая типичная для Китая сцена: рядом со строительством моста рыбачат компания мужчин. Урбанизация навсегда изменила мир, и нам остается только запечатлеть то, как это было и есть, считает автор. Другой китаец Яо Ли, как и Андреас Гурски, занят проблемой отходов. Он создает свои фотографии в традиционном для Китайской живописи стиле. Только вместо обильной зелени и чистой горной воды, на его фото груды мусора, прикрытые зеленой сеткой, и грязно-желтая вода.
Между тем, пока в галерее «Город столиц» зрители были заняты проблемами окружающей среды, в галерее «Меглинская» на «Винзаводе» рассматривали архивные фотографии Владимирской области. Первая фотография, представленная на выставки, сделана в 1927 году. Из архивов достали не только завораживающие пейзажи, снимки старинных церквей и храмов. Вот фото Юрия Гагарина, Игоря Курчатова. Особая часть экспозиции посвящена киносъемкам во Владимирской области. Здесь создавались фильмы «Перт Великий», «Андрей Рублев» и «Царь».
Справка «МК»: На одного человека каждый год добывается около 50 тонн твердого сырья, из которого в итоге получается лишь 2 тонны полезного продукта, остальное - отходы производства. При сжигании топлива в окружающую среду ежегодно выбрасывается порядка 30 млрд. тонн СО2, 100 млн. тонн оксидов углерода и др. вредных элементов.