“Подумаешь, директор уходит”, — пожмет плечами несведущий гражданин. Но так может рассуждать только зритель в зале.
— Не ушли, а их попросили, — говорят в театре, где уже закипают страсти. — С таких теплых (хлебных) мест сами не уходят.
Это все эмоциональная окраска. Что же происходит в прославленной труппе на самом деле? Как нам стало известно, директор театра Сергей Сосновский, имеющий репутацию крепкого хозяйственника, уже побывал в Министерстве культуры, имел беседу чуть ли не с самим министром Александром Авдеевым, и спустя час на стол худрука Римаса Туминаса легло заявление об уходе с 29 апреля по собственному желанию. Вслед за ним, очевидно, в знак солидарности, театр с такой же формулировкой покидают главбух, главный экономист, заместитель директора и даже зав. билетным столом, т.е. человек, отвечающий на сегодняшний день за самый горячий участок — продажу билетов. В общем, денежные люди.
На пустом ли месте случился такой коллективный демарш? И с какого перепуга опытный хозяйственник оставляет директорское кресло? Как удалось выяснить, конфликт был невидим и нарастал весь сезон. А начался он с того момента, когда министр культуры продлил контракт с Туминасом аж до 2013 года и, самое главное, внес изменения в Устав театра. И согласно им, художественный руководитель принял все полномочия единоначалия. Этот нюанс, который остался незамеченным многими, и положил начало необъявленной войне дирекции с худруком. Другими словами, директор лишился власти, полнотой которой он обладал последние годы. А это, по моим наблюдениям, в театральной Москве сильно развращает — слаб человек.
— То, что Римас мог предложить директору уйти, — значит, совсем уже невмоготу ему стало, — говорят в театре. И поясняют, что, например, замдиректора г-н Горошков мало занимался гастролями и буквально бойкотировал все предложения худрука. Его можно только пожалеть: в прошлом сезоне группа актеров (не без участия администрации) “травила” его, требовала снять, отправляя в Минкульт письма некрасивого содержания. Теперь вот досталось ему и от дирекции.
Но больше всего артисты возмущены распределением заработной платы, установленной дирекцией. Конечно, ведомостей никто не видел, но факт остается фактом: между зарплатой актеров и администрации — чудовищная пропасть. Например, такая актриса, как Ирина Купченко, получает 7 тысяч рублей. А ведущий актер Вахтанговского Владимир Вдовиченков вообще в марте расписался за баснословные деньги — 2 тысячи 900 рублей. Это при том, что он занят и в самом аншлаговом спектакле “Дядя Ваня”, и в других. Таких денег не получают даже в детских театрах. Зато зарплаты админкорпуса, по свидетельству работников театра, “умножай на двадцать”.
Звоню Римасу Туминасу.
— Я противник всяческих конфликтов. Даже на репетициях у меня их нет. Могу только сказать одно: то, что происходит, — естественный и цивилизованный процесс смены администрации.
Директор театра на звонки не отвечает. В Минкульте мне подтвердили, что да, художественный руководитель проинформировал министерство о заявлении своего директора. Право подписать заявления кандидатов на уход — прерогатива худрука, опять же согласно уставу. Вопрос, кто в конце апреля может сесть в директорское кресло Вахтанговского, остается открытым. Во всяком случае, как меня заверили в министерстве, своих кандидатов оно не предлагает.