— И я тоже. Кошмар, — говорит мне Евгений Миронов.
Вот диалог после просмотра спектакля с загадочным названием “Метод Грёнхольма”. Премьеру самой популярной в Европе пьесы представил Театр наций Евгения Миронова.
“Метод Грёнхольма” испанского драматурга Жорди Гальсерана Ферре шествует по миру и пользуется спросом, как ходовой товар. Причина проста — попал в болевую точку и вокруг нее закрутил интригу, достойную хорошего интеллектуального детектива. Но за что ему особое спасибо — показал эту загадочную и хорошо оплачиваемую особь, топ-менеджеров, такими, какие они есть. Объект для России новый, непознанный. Вот мы его и познали с помощью испанца Жорди Гальсерана и болгарина Явора Гырдева, осуществившего постановку “Метода…”
Итак, офис в стиле дорогого хай-тека. Входит мужчина в ладно сидящем недешевом костюме. Усики, портфель, нервная манера смеяться — скалит зубы. Входит второй (простоватый очкарик, тоже в хорошем костюме), и первый удивлен его появлению так же, как спустя пять минут крайне удивится стройная блондинка с худощавым парнем присутствию двух первых в офисе. Каждый из четверки — соискатель на должность топ-менеджера в международной корпорации — рассчитывает, что именно его пригласили на последнее собеседование. Ан нет, серьезная корпорация устраивает глобально-изощренное тестирование, а в общем-то — проверку на вшивость.
Правила игры четверке объявляются сразу: один из вас сотрудник корпорации, которого требуется обнаружить и вывести из игры. С этого момента в офисе начинается игра по-крупному.
Ох, как же интересно следить за психологическими разборками в офисном квадрате с четырьмя известными. Циничные шутки, комплексы, амбиции, работа под дурачка. Подтекст важнее текста, хотя сам текст (хороший перевод Владимира Подгускова) смешной, динамичный с резкими сменами эмоциональных планов. Характеры прописаны четко. И ловишь себя на мысли, что даже неважно, кто в конце концов окажется “засланным казачком”, куда интереснее смотреть, как офисный отбор превращается в отбор естественный: кто кого съест? Чему способствует тонкая сценографическая ремарка — известная “Акула в формалине” Домиэна Херста, кстати, менеджера от искусства.
Где игра, а где правда? Или все игра в правду? Ком нарастает, доводя действие до той точки, где, кажется, человеческая психика ломается, как ветка. Но нет, не тот человек топ-менеджер, чтобы его взяли голыми руками. Там, где нормальный отдернет руку, топ-менеджер погрузит ее по локоть в дерьмо: собственное и чужое. Есть ради чего — их зарплаты и бонусы поражают количеством нулей.
Сложнейший психологический материал потрясающе освоен четверкой русских артистов — Сергеем Чонишвили, Игорем Гординым, Викторией Толстогановой и Максимом Линниковым. Их игра напоминает оголенный провод, за который они вместе взялись. Первым номером идет Чонишвили — артист, показавший себя мастером экстра-класса. С ним — как на американских горках: вверх-вниз, смех-слезы, правда-ложь. Амплитуда его психологического существования на сцене невероятно головокружительная и сравнима разве что с сальто в четыре оборота.
— Я даже не узнал свой текст — это все благодаря актерам, — признался после премьеры испанский драматург, приехавший на первую премьеру своей пьесы в России.