В Москву всего на два дня приехал культовый английский и американский писатель Нил Гейман, чтобы презентовать выход в России своей книги «История с кладбищем». Такого столпотворения поклонников не ожидал никто, ни издатели, ни сам писатель.
Во время автограф-сессий и встречи с читателями не то что продохнуть, стоять было негде. Зал то и дело взрывался смехом, аплодисментами, а Гейман, несмотря на то, что недавно подцепил в Маниле грипп, держался молодцом и не уходил от своих поклонников полтора часа вместо заявленных 20 минут. И постоянно фотографировал своих поклонников, писал заметки в микроблог, бурно реагировал на происходящее, пародировал своих соавторов и заставлял в точности повторять интонацию переводчика, что приводило собравшихся в еще больший восторг. А «Историю с кладбищем» он неизменно подписывал с рисунком могильной плиты. И на вопрос одной молодой поклонницы, зачем, мне еще рано думать о могиле? - ответил: это я вас заранее начинаю готовить.
Корреспонденту «МК» удалось встретиться с Нилом Гейманом и задать ему несколько вопросов.
- Вы постоянно создаете необычные волшебные миры. А часто они возвращаются к Вам и каким образом?
- Иногда возвращаются. Некоторые книги заканчиваются и не требуют продолжения, а некоторые продолжают жить в моей голове, и не исключено, что я вернусь к продолжению. Так может произойти с «Американскими богами» и «Никогде». Когда я пишу, я выкладываю то, что находится у меня в голове. Так «Никогде» в первую очередь ассоциируется с моим восприятием Лондона. Он похож на айсберг, и мы видим только его вершину. А самое опасное и интересное находится под ним. И, кстати, многие люди, которые приезжают в Лондон и видят станции метро, говорят: А мы это знаем по книгам Геймана! В книгах я пытаюсь показать, как выглядит мой мир. И очень надеюсь, что читатель сможет понять, что у этого парня в голове.
- Насколько я знаю, вы собираетесь сходить на экскурсию в московское метро. Не значит ли это, что продолжение «Никогде» может быть в нашем метро?
- Я читал на английском книжку Екатерины Седой «Тайная история Москвы». Там в метро встречается Кощей Бессмертный, медведи, мертвые поэты и политические деятели. Вот это примерно я и жду от метро.
- То есть вам бы понравилось, если бы вы увидели на Красной площади медведей с балалайками?
- Предпочтительнее все-таки Леший и Кощей Бессмертный. Моя Россия в первую очередь связана с чтением ваших сказок. Мне нравится магия вашей страны.
- А ожидания от того, что вы увидели в реальности оправдываются?
- Когда я только собирался ехать, в блогах мне постоянно писали мои русские комментаторы, что все будет хорошо, только я вряд ли увижу в Москве улыбки на лицах. Но они ошибаются! Я за два дня сделал множество фотографий, на которых красивые улыбчивые девушки. Вот этого я не ожидал, но это очень здорово.
- Многие писатели увозят из России что-то экзотическое. Что хотите увезти Вы?
- Я собираю то, что дарят мне мои фанаты. Здесь мне уже одна девушка подарила рисунок Смерти на лошади, подарили бутылку «Архыза», мягкие игрушки... Вот это я и увезу. То есть я заберу с собой любовь. За что я всегда любил Россию - даже до того, как приехал сюда, - так это за то, что авторы, на которых я вырос, которых я обожаю с детства, почему-то не получили призвания, которого заслуживали, не были популярными ни в Америке, ни Англии, а в России они знамениты настолько, насколько они этого заслуживают...
- Кто-то из великих сказал, что человек способен творить, пока ощущает в себе ребенка, готового к открытиям. Вы чувствуете в себе такого ребенка?
- Я думаю, что в каждом человеке есть ребенок. И меня очень удивляет, когда люди говорят, что помнят себя только с семи лет. Я помню себя с двух. И когда я тогда читал книги, то часто говорил себе — эта книга плохая, потому что писатель не помнит, каково это быть маленьким. Он не понимает, о чем пишет. А потом пообещал самому себе, что никогда не повторю эти ошибки. И не забыл, думаю, мне это удается и сегодня.
Первую книгу Гейман написал в 1984 году, когда еще работал журналистом. Это была биография группы «Дюран Дюран». Роман «Добрые предзнаменования» Гейман написал в соавторстве с известным английским писателем Терри Пратчеттом. Затем была экранизированная «Звездная пыль», «Американские боги», комиксы «The Sandman”. Он автор сценария сериала и одноименной книги «Никогде/Задверье», фильма «Беовульф», эпизода «День Мертвых» фантастического сериала «Вавилон 5», экранизации собственного романа «Зеркальная маска», книги и мультфильма «Коралина», пишет эпизоды для сериала «Доктор Ху». Гейман — обладатель 15 престижнейших литературных премий. Встречается с певицей и актрисой Амандой Палмер.
Нил Гейман ищет в России сказку
Живой классик современной фантастики покорил российских читателей