— На салоне я вижу прекрасную книжную графику 60-х, — говорит глава аукционного дома “КабинетЪ” Константин Журомский. — Она была самостоятельным явлением культуры на европейском уровне, а иногда превосходила его — лучшие книги делались в Петербурге. Любое массированное появление темы означает, что прошло время, умерли наследники и архивы стали доступны.
“КабинетЪ” в отличие от многих участников салона делает ставку на традиционную тему. Центральная фигура стенда торгового дома — Иван Шишкин. Картины отечественного классика окружают работы его учеников и учителя. А вторая часть стенда посвящена художественной династии Бенуа—Серебрякова—Лансере. Три эти знаковые для русского искусства фамилии имеют единые корни, переплетены многочисленными родственными связями. Это известный факт. Меньше известно то, что многие из потомков династии — действующие профессиональные художники. “КабинетЪ” собрал вместе больше пятидесяти таких мастеров и объединил их творчество в художественную энциклопедию. Собственно, этот издательский проект, охватывающий время с середины ХХ века по наши дни, и презентует “КабинетЪ” на салоне.
Вообще стендов, посвященных искусству ХХ века, на салоне больше всего. Так, галерея “Элизиум” представляет работы русских художников-эмигрантов 1920—1930-х годов (Гончарова, Ларионов, Судейкин), галерея “2.36” обращается к печатной графике ХХ века, а Галлеев-галерея показывает творчество сподвижницы Малевича Веры Ермолаевой (представленные на салоне работы художницы публика увидит впервые). Такая сейчас тенденция. Но есть и еще одна, связанная с поднадоевшим всем кризисом. Да, он сказался и на отечественном, и на зарубежном арт-рынке. Рынок стал чище и качественнее — об этом говорят все антиквары. Но и заставил участников салона затянуть пояса.
— Салон в этом году занимает меньше пространства в ЦДХ, но качество вещей, несомненно, выросло, — считает Константин Журомский. — Это правильная селекция. Все участники смотрят на западные рынки, а там на многих аукционах 100-процентный уход лотов. Высококлассные произведения оказались не подвержены девальвации. В России по разным причинам это не ощущается: коллекционеры готовы покупать за рубежом, но в родной стране с трудом удается продавать.