Неземную красоту Самохиной разглядели не сразу. Жила она тогда в Ростове-на-Дону, в общежитии, с мужем и маленькой дочкой Сашей. И работала в провинциальном ТЮЗе. А тем временем ассистент по актерам картины “Узник замка Иф” сбился с ног. Колесил по городам и весям, никак не мог найти главную героиню. Случайно увидев фото Анны с какого-то спектакля, он раздобыл ее адрес и нагрянул в гости без предупреждения.
Вид у будущей звезды был совсем не парадный. Без макияжа, в домашнем халате, да еще и с немытыми кастрюлями в руках! Узнав Анну по фото, ассистент присвистнул. На его лице читалось глубокое разочарование. У Самохиной кольнуло сердце. Она поняла, что шанс вырваться на большой экран упускать нельзя. И буквально за руку потащила мужчину в свою комнату.
— У меня есть шикарные фотографии, на самом деле я красивая! — самоуверенно заявила актриса.
Как ни упирался незваный гость, пришлось отправить снимки настырной девушки режиссеру. Роль Мерседес, невесты графа Монте-Кристо, в итоге получила именно она. После удачного дебюта на красавицу актрису посыпались предложения. Юрий Кара снял Самохину в картине “Воры в законе”. Фильм, поставленный по рассказам Фазиля Искандера, сделал из Анны секс-диву советского кино. Ленту недолюбливали критики, зато обожала публика. Рекламные плакаты с лицом героини регулярно похищали со стендов в кинотеатрах.
Успех окрылил актрису. Анну завалили письмами поклонники, а режиссеры в буквальном смысле дрались за право снять ее в своей картине. Самохина сыграла легкомысленную цыганку в ленте Яна Фрида “Дон Сезар де Базан”. В романтической комедии Анна не потерялась на фоне таких “зубров”, как Михаил Боярский и Юрий Богатырев. Блеснула и в исторической драме “Царская охота”, снятой Виталием Мельниковым. Это было смело и эротично для советского кино: княжна Тараканова обнажалась в кадре.
— Анна сначала отказалась раздеваться перед камерой, — вспоминает Мельников, — но шаг за шагом мы приближали ее к этой необходимости, и Самохина в конечном итоге согласилась. В то время наши актрисы не были психологически подготовлены к эротическим сценам. К тому же Анна ведь из провинции, а потому была менее раскованной, чем столичные коллеги. Ужас заключался еще и в том, что в кино не один дубль и “распутные” сцены приходилось несколько раз повторять. Но в этом был и плюс: в итоге Самохина привыкла стоять раздетой перед камерой. И в какой-то момент успокоилась.
В конце 80-х в ее копилке было несколько десятков ролей в разных фильмах: комедиях, детективах, боевиках, исторических лентах. В 1989 году Анна рискнула и переехала в Петербург. Работала в театре имени Ленинского комсомола. “На нее” тут же поставили несколько классических и современных пьес.
Но настали лихие девяностые — Самохина поняла, что на актерском поприще ничего не заработает. Киностудии встали, а в театре платили гроши. Ей же нужно было как-то обеспечивать дочку Сашу и себя. Дива развелась с первым мужем Александром и с головой окунулась в ресторанный бизнес.
“Даже не знаю, как бы я пережила эти времена, если б не познакомилась с Дмитрием”, — неоднократно признавалась Анна. Бизнесмен, владевший небольшим кафе, стал вторым мужем актрисы. После свадьбы супруги, сложив свои сбережения, вместе открыли шикарный ресторан “Граф Суворов” и кафе “Поручик Ржевский” в центре Петербурга.
Ресторан в 90-е процветал. Посетители ценили и русскую кухню, и гостеприимную хозяйку. Самохина была занята с утра до вечера, вникала во все тонкости. Вскоре она поняла, что “пищевой” бизнес очень тяжелый. Но привычка доводить дела до конца долго не давала актрисе бросить свое детище. Ее ресторан жив и сегодня.
— “Граф Суворов” поддержал меня в какой-то момент и дал возможность жить достойно, не стесняясь стоптанных каблуков. Но второй профессией этот бизнес не будет никогда, — объясняла Анна. Ей снова захотелось на экран и на театральные подмостки.
После семи лет совместной жизни Самохина развелась со вторым супругом. И вскоре… опять влюбилась. Третьим избранником звезды стал Евгений, отставной офицер таможни. Пара даже собралась под венец, но свадьба почему-то расстроилась. Погоревав по несложившемуся браку, Анна ушла с головой в профессию. Так она преодолела “кризис среднего возраста”.
“Мои отношения с мужчинами прямо как психологом написаны: это же роковые цифры, — разводила тогда руками актриса. — Три года, семь лет, пятнадцать лет... Даже смешно! Сейчас я хочу находиться в состоянии свободы и покоя. Никаких больше браков, замужеств — Боже упаси!..”
Похоже, мужчины окончательно разочаровали актрису. По крайней мере, несмотря на стенания поклонников, она не отдала руки и сердца больше никому. Занималась воспитанием дочки Саши и собственным творчеством.
“Со временем становится ясно, что жить с кем-то вместе — огромный труд, — объясняла свое одиночество Анна. — Какие-то пристройки, подстройки, поиск консенсуса, чтобы не скандалить. А поскольку я женщина самостоятельная, не хочу идти на компромисс. Так что не будем говорить о том, что бабы дуры, а мужики козлы”.
Подросшей дочке Саше, у которой случился первый роман, актриса советовала, что откровенничать стоит только с матерью. А мужчина, вторгающийся в жизнь, может оказаться чужим человеком. И как он себя поведет в случае разрыва — неизвестно. А еще Анна не хотела, чтобы ее чадо поступало в театральный институт. Но Самохина-младшая все равно стала актрисой.
— До поступления в вуз мама никогда не слышала, как я выступаю. И жутко боялась того, что будет неудача, что я это не перенесу, что сломаюсь, — несколько лет назад призналась Саша. — И вообще актриса — жестокая профессия. Мама думала, у меня слишком мягкий характер. Она даже сказала такую фразу: “Я помолюсь, чтобы ты не поступила…” Наверное, все-таки не помолилась. Зато потом у нее резко поменялось мнение. Мы много работали вместе. В спектаклях “Влюбленный Мопассан”, “Мастер и Маргарита”, “Падшая жена инженера Мамбретти” и других проектах.
Лишь однажды у Самохиной-младшей сдали нервы, и Анне пришлось утешать свою дочь. Расстроилась Саша, когда не прошла пробы на роль Соньки Золотой Ручки у Виктора Мережко. Природные округлости юной актрисы на театральной сцене смотрелись нормально, а экран их зрительно увеличивал. Что только не делала Саша перед пробами: неделю сидела на тушеной капусте, похудела и вроде бы даже понравилась режиссеру. Но взяли в картину другую девушку. После чего “борьба за килограммы” усилилась. И оказалось, этот “пунктик” у мамы и дочки общий.
Был момент, когда Анна сильно располнела. Она и не скрывает, что обожает хорошо покушать. Но однажды актрису словно сорвало. Самохина ела, ела и ела. Рыбу, мясо, торты, сгущенное молоко — все, что попадало под руку. Итог: набрала двадцать лишних килограммов. А кино, телевидение и театры стали как раз оживать после кризиса. Актриса решила сбросить лишний вес за три месяца. Боялась, что продюсерам не понравится ее внешний вид.
Худела Анна своеобразно. Перепробовав кучу диет, она на какое-то время совсем отказалась от еды. Пила только кофе, зеленый чай и воду. Тело таяло на глазах, и здоровье — тоже. Безупречные формы, которые понадобились ей для сериалов “Улицы разбитых фонарей”, “Бандитский Петербург”, “Черный ворон” и “Три цвета любви”, дались актрисе нелегко. Самохина вернулась и в театр, где играла вместе с другом Сергеем Кошониным и собственной дочкой.
В ноябре прошлого года у Анны стал сильно болеть желудок. Поначалу она не обращала на это внимания, собираясь отдохнуть в жаркой Индии. Но в какой-то момент боль стала нестерпимой, и актриса обратилась к гастроэнтерологу. Сделав ей эндоскопию, доктор ужаснулся. И поставил страшный диагноз: онкология. Знакомые считают, что многочисленные диеты звезды могли спровоцировать этот недуг.
Оперировать любимицу публики русские медики отказались. Рак желудка в четвертой стадии — это приговор. Близкие Анны обратились в заграничные клиники. Но и там врачи, посмотрев анализы, высказались против хирургического вмешательства.
Друзья и родственникам актрисы оставалось уповать лишь на чудо. А поклонники великолепной Мерседес и соблазнительной цыганки Маританы сходили с ума. Фраза “Анна, мы вас любим, держитесь!” есть на сотнях сайтов и блогов в Интернете.
Редакция “МК”, так же как и миллионы поклонников таланта этой великолепной и чувственной женщины, скорбит.