Если вспоминать предыдущие пять музыкальных десятилетий, то каждая декада сразу ассоциируется с каким-то определенным стилем, который если и не произвел своего рода революцию, то уж точно наделал шума. В 50-х — рок-н-ролл, в 60-х — бит и психоделика, в 70-х — диско, в 80-х — хард-н-хеви, панк-рок и новая волна, в 90-х — гранж, брит-поп и электроника. Выделить что-то одно по итогам первого десятилетия нулевых куда сложнее, и первые разговоры о том, что нас ждет весьма невнятное музыкальное будущее, пошли еще в конце прошлого века. Мол, музыка на перепутье, все уже придумано, и остается лишь стряхивать пыль с разного антиквариата и пытаться продать старые идеи еще раз. Видимо, поэтому одним из заметных музыкальных трендов десятилетия и были всевозможные перепевки, ремиксы и кавер-продукты под маркой ретро.
Конечно, появлялись новые имена, под которыми выходили не самые дурные пластинки, однако срок годности этой музыки почему-то оказался крайне невелик. Здесь, наверное, можно согласиться со многими экспертами, которые утверждают, что виновата во всем этом сама музиндустрия, работавшая под девизом: больше проектов для быстрорастущих рынков. В результате такого дикого музкапитализма артисты (особенно это касается новичков) стали чем-то похожи на клерков с обязательной нормой выработки.
Технологии, которыми так принято восхищаться, тоже сделали свое черное дело. Музыка теперь звучит из всего, что имеет батарейку, а музыкантом может быть каждый, кто скачал себе пару несложных компьютерных программ. Может показаться, что потребитель от этого изобилия только выигрывает. Но это не совсем так. В ушах у людей невероятное количество звукового мусора, который очень часто не позволяет обратить внимание на действительно талантливые записи. Простой пример.
Вспоминая местных героев нулевых, на ум приходит только группа “Звери”, как бы смешно это ни звучало. Впрочем, смешного здесь мало. Чудовищный музыкальный конформизм стал, наверное, самой уродливой приметой ушедшего десятилетия. Жирные заказники и жизнь под девизом “все путем” истребили у большинства артистов всякое желание проявлять себя в качестве творческих единиц, способных донести до публики свой альтернативный взгляд на жизнь. Наверное, в 80-х альтернативничали с большей охотой, потому как было нечего терять. Сейчас другое дело. Может, в душе и противно, но вроде кормят неплохо, вокруг помойка, но зато на домик в Хорватии уже напел. Не оспаривая права на сытую старость, стоит заметить, что всеобщая уверенность в том, что будто “бабло побеждает зло”, — глубочайшее заблуждение. Будем надеяться, что в следующем десятилетии это для многих станет понятно.
Несколько минорный комментарий “ЗД” о музыкальных итогах ушедшего десятилетия не отменяет тем не менее сегодняшней большой и оптимистической радости! Более 3500 откликов поступило на электронную почту “ЗД” с предложениями персоналий для участия в итоговом голосовании хит-парада “ЗД-2009”. Результаты в 16 номинациях будут определены online-голосованием на сайте www.mk.ru в течение ближайшего месяца. Победители по традиции будут объявлены и награждены на церемонии ZD Awards 09.
Сегодня “ЗД” публикует все 16 номинаций с пятерками претендентов на победу по итогам прошедшего музыкального сезона. Эти имена набрали наибольшее число голосов в ваших имейлах. Теперь читайте, думайте, выбирайте и голосуйте на сайте “МК”.