Новиков — уже имя, вызревшее “на обломках соцреализма”: когда-то юный московский художник, бунтарь, авангардист, чей путь — как и многих тогда — лежал через запрещенные имена и образы “Малой Грузинки”. “Мне повезло, — говорит он перед вернисажем, — что у меня отец — художник: его любимые Шагал, Кандинский, Струлев в СССР считались бесами. А отец шептал: смотри, именно это интересно! Передал свою болезнь… И я не прошел благодаря ему длинный, витиеватый путь развития. Ведь это сейчас смешно вспоминать, а тогда профессор, показывающий в институте слайдик картины Кандинского, рисковал своей карьерой”.
Рисковал и сам Новиков — например, вылететь из Суриковки за то, что “не писал небо голубым, а землю коричневым”. Ректор напутствовал: “Игорь, не надо здесь мутить воду! Ты, как гнилое яблоко, портишь нам всю корзину!”. Чуть позже Игорь столкнется со своими критиками в самолете: “А я вот в Вену лечу на персональную выставку” — критики аж скрежетали зубами. Потом и вовсе перебрался в Швейцарию на ПМЖ: “В России-то всегда были проблемы с авангардом. А там… Нет, с чего вы взяли, что мне скучно? Скучно нашим женщинам, которые за богатых швейцарцев повыходили, — сидят, посуду моют. А у меня поездки, выставки, переговоры…”.
Теперь его работы приобретают в собственность ведущие музеи мира, картины задорого идут с молотка у “Сотбис” и “Кристис”, выставкам нет числа — в США, Германии, Японии, Франции… Например, его картина “Кремлевский марафон” из серии “Апокалипсис” была продана с аукциона за 102 000 франков. Политизированы ли работы? О нет, это скорее мистерии: “Что есть сон? — говорит. — Сон порождает картину, и каждая новая является частью будущей. Что дать в руку персонажу Суворова на картине “Кремлевский подарок”? Открывалку? Суворов Крым для России открыл, Хрущев его ботинком закрыл — незримая рука сама тянет во сне мне нужный предмет”.
Так и работает: пишет и спит, спит и ищет, жонглируя символами, олицетворяющими прежнюю Россию. Ленин с Горьким гоняют чаи; мишки в сосновом бору, правда, поваленном, и посреди Красной площади; бурлаки тянут-потянут ракетный крейсер. А названия… “Названий не даю. Сделал свою работу и замолчал. Зачем я буду рассказывать, что на ней изображено? Могу сам себя наказать: может, человек хочет увидеть своё!”. Таким вы его и увидите — на выставке в Цюрихе, в Москве, на персональном сайте, Новиков повсюду, часть работ с “лесенкой” уж пошла “на цитаты”…