Евроточка кипения

Отбор финалистов на главный музыкальный конкурс континента обернулся политическим скандалом

Угрюмая “фабрикантка” Анастасия Приходько может войти в историю “Евровидения” как одна из самых скандальных участниц. Сперва она устроила скандал в Киеве, когда ее исключили из украинского отборочного тура. А теперь в Москве разгорелся нешуточный скандал из-за того, что ее, наоборот, выбрали участницей “Евровидения”. В мае в Москве она будет петь на конкурсе европесни за Россию. Ключевые персонажи этой истории из шоу-бизнеса делятся с “МК” своими мыслями о выборах нашей евроделегатки.

В субботу вечером, 7 марта, когда страна прильнула к экранам телевизоров в предвкушении развязки национального отборочного тура на “Евровидение-2009”, казалось, что интрига и впрямь закрутилась в упругую спираль. Народный телевоутинг дал противоречивый результат: в тройку лучших из 15 претендентов попали группа “Кватро” с 12% голосов, поп-дива и мегастар Валерия с 14% и победительница прошлой “Фабрики звезд” украинская дивчина Анастасия Приходько с невероятными и умопомрачительными 25 процентами, словно и не старлетка, а сущая суперзвезда — уровня даже не Валерии, а самой Аллы Пугачевой.

Тут все и вспомнили о спасительной миссии профессионального жюри. О праве “жрецов” выбрать из этой тройки окончательного кандидата напоминалось с особенной настойчивостью. Многие и подумали, что жюри этим правом воспользуется, подправит результат, который казался слегка неадекватным. Чего не напортачишь в спешке — народ ведь торопился, жал на кнопки, чтобы успеть в отведенные 15 минут, нервничал, чьи-то эсэмэски зависали, у кого-то возвращались. Немудрено было в волнении промахнуться мимо нужной клавиши. Кутерьма. На то и было мудрое жюри, чтобы расставить акценты и вознести на пьедестал очевидную истину.

Но случилось страшное. Жюри раскололось. Стенка на стенку. Упругая спираль интриги не выстрелила торжеством справедливости. Где была та самая справедливость, теперь и не понять. Пять против шести — почти половинка на половинку — за Валерию и Приходько. У последней на 1 голос оказалось больше, и по правилу большинства жюри лишь проштамповало народный вердикт. Каков бы вышел результат, если бы, скажем, Игорь Матвиенко не засобирался вдруг по “неотложным делам” в Эмираты — уже никто никогда не узнает.

Тем временем начали просачиваться слухи. Выяснилось, что независимые композиторы — Ким Брейтбург, Игорь Крутой, Максим Фадеев — проголосовали за Валерию, а “корпоративные” авторы Александр Лунев и Владимир Матецкий — за Приходько. За Валерию был также один из продюсеров, а пятый голос до сих пор точно не идентифицирован. Остальные в жюри были людьми не столько творческими, сколько назначенными по должности, предсказуемыми, и предметом интереса для пересудов уже не являлись.

Однако интернет и радиоэфир, невзирая на сгустившуюся ночь, охватила форменная паника. Снарядами взрывались сенсации. Иосиф Пригожин, муж и продюсер Валерии, публично заявил по радио, что за два дня до отбора член жюри композитор Матецкий сообщил ему “по дружбе”, что “Приходько — вопрос решенный”, и посоветовал им с Валерией “соскакивать с поезда”.

В блогах тут же размножилось открытое письмо самой Приходько президенту Украины Ющенко, в котором она всего за несколько дней до конкурса в России называла себя “патриоткой Украины” и возмущалась, что была дисквалифицирована в украинском полуфинале в начале февраля. Блогеры в ответ задавались вопросом — что забыла “патриотка Украины” на конкурсе в России, и очень удивлялись, что на этом фоне из российского конкурса был исключен Александр Панайотов, который тоже подавал заявки и в Украине, и в России?

Другие посчитали хронометраж песен и обнаружили, что гостье с Украины разрешили петь почти четыре минуты, хотя от остальных участников жестко требовали не превышать положенного регламента в три минуты. Общий тон рунета оказался возмущенным и враждебным по отношению к избранной этим же самым народом певице. Полный парадокс.

В этой ситуации ведущий “ЗД” выслушал разные аргументы и мнения, не выбирая заранее, кто за кого. Результат вышел таким, каким вышел. Из “заинтересованных” лиц удалось поговорить и с Константином Меладзе — композитором и продюсером Анастасии Приходько, и с проигравшей ей еврогонку певицей Валерией.

Яна Рудковская: “Совершена большая ошибка”

Железную Леди.Ру, продюсирующую победоносного Билана, после субботних евровыборов “замордовали” звонками, считая, что она до сих пор — самая главная по “Евровидению”. Бедняга вынуждена была выключить все телефоны.

— У меня возникло ощущение дежа вю — будто мы вернулись в 2005 год. Тогда в отборочном туре “проиграл” Дима, сейчас “проиграла” Валерия, хотя оба были очевидными лидерами. И тогда и сейчас победу отдали появившимся в последний момент “темным лошадкам” — тогда Подольской, сейчас Приходько. Обе — “фабричные” победительницы и гражданки других стран: Белоруссии и Украины. Подобное обстоятельство тогда еще могло выглядеть уместным, но теперь, когда “Евровидение” наконец проходит в Москве в первый (а возможно, и в последний) раз, такой выбор, на мой взгляд, странен. Боюсь, что и результат выйдет схожим — Подольская привезла нам 15-е место, теперь и это может стать большим подарком. Уровень артистки с профессиональной точки зрения вызывает массу вопросов. Представлять Россию должна была, конечно, артистка совершенно иного полета — та же Валерия. Если уж не она, то тогда Полина Гриффитс. У нее тоже была прекрасная песня, безупречное исполнение и правильный “евровидийный” посыл. Я уверена в том, что говорю.

— Почему же тебя все-таки не взяли в жюри? Если не ты, то кто знает больше о том, как побеждать на “Евровидении”?

— Мы привезли с Димой не только первое, но и второе место. Таких результатов за 55 лет “Евровидения” не добивался ни один исполнитель. Я считаю, что и Диму как победителя должны были позвать в жюри, он очень хорошо разбирается не только в теории, но и в практике “Евровидения”. Нам было и есть что сказать. Но мне объяснили, что я не композитор, поэтому не могу быть в жюри, а потом я увидела в жюри помимо композиторов, которыми меня попрекали, совершенно неизвестных людей, мало общего имеющих и с музыкой вообще, и с “Евровидением” в частности! За эти два дня я просмотрела много форумов “Евровидения”, с которыми у меня очень тесные профессиональные связи, — и голландские, и немецкие, и греческие, и шведские — и могу констатировать с огромным сожалением: везде полный негатив! Пока все отклики сходятся на одном — Россия выбрала самый слабый номер за все последние годы своего участия в “Евровидении”. Думаю, совершена большая ошибка, и это обидно.

Валерия: “Столько было крику!”

Валерия в своей гримерке после оглашения результатов держалась молодцом, храбрилась и даже хохотала.

— Лера, даже не знаю, чем тебя утешить?

— Не надо! Я в норме. Считаю, выступление у меня получилось, и это самое главное. А результат? Ну что ж — одной головной болью станет меньше. У меня сейчас на носу тур с Simply Red по Великобритании, выпуск альбома, и я бы, конечно, разрывалась на два фронта и разорвалась бы, коль надо, но, видать, не судьба.

— Как тебе победительница?

— Очень много было истерики на сцене, но не было главного — я не увидела у Приходько оригинальности.

Национальный колорит? Есть гораздо более крепкая певица с национальным колоритом в Украине — Руслана. Если уж стояла такая задача — отправить кого-то от Украины за Россию, — то позвали бы ее, там и темперамента хватает, и голос мощный, и артистизм, и профессионализм на высочайшем уровне, и опыт! Ей бы и проиграть было не обидно.

Мне, кстати, очень понравилась Полина Гриффитс, спела — супер, не могу сказать ничего другого, хотя и была соперницей. Это было действительно здорово! Я бы, например, поняла голосование за нее. Ладно — сказали, что народ дал 25 процентов. Но я не понимаю, как профессионалы, сидевшие в жюри, могли проголосовать за Настю?! Тут же было как у Маяковского в стишке — совершенно очевидно, где хорошо, а где плохо. Не надо за меня, но за нее-то зачем?

Ответ прост — наверное, по политическим соображениям. Я узнала, например, убийственную историю о том, как Матецкий громогласно объявил сидевшему рядом Игорю Крутому, что голосует, как и он, за Валерию, а потом украдкой вписал в бюллетень имя Приходько. Парень, наверное, очень надеется получить 38-ю “фабрику”...

— Переживаешь?

— У меня был легкий шок в первые минуты, когда объявили результаты. А сейчас началась веселуха. Была в воскресенье на показе у Юдашкина, и люди бросались ко мне с цветами, поцелуями, словами поддержки, кричали: “Поздравляем!”, — словно я и впрямь выиграла этот отбор на “Евровидение”. Да и в “Останкино” после эфира у моей гримерки собралась такая толпа, что было бы странно для лузера. Пришел Сакис Рувас со словами поддержки, сказал, что в Греции я бы очень понравилась, если бы прошла в финал. Иосиф Давыдович Кобзон позвонил, говорит: “У всех есть глаза и уши, не переживай, Лера, о тебе вспомнят 17 мая” (после финала “Евровидения”). Шумиха такая! Ощущение, что подобного успеха у меня не было никогда в жизни.

— Не думаешь, что жюри просто и банально предпочло зрелости манящую молодость? Все-таки конкурс — для молодых…

— Молодость — это хорошо, но не думаю, что дело в этом. Во-первых, на “Евровидении” я бы не была единственной из “зрелых”. Там еще та компания собирается! Одна Патрисия Каас чего стоит! Но очень важен опыт. Мне Юля Савичева в свое время говорила, что, когда она поехала (на “Евровидение” в Стамбул в 2004 г.), то ничего не понимала. Сейчас бы делала все совсем по-другому. У Приходько — хороший тембр, и это всё! Петь по-человечески она не может. Она очень “сырая”. Я вообще не понимаю, кому пришла в голову эта настойчиво вдалбливаемая параллель, мол, это — вторая Пугачева. Какая Пугачева?! Пугачева была всегда талантливая и обаятельная. Здесь нет ни того, ни другого. Есть только истошно орущая особа. Всё! Истерику, которую она изобразила на сцене, может сделать любой человек.

Драматизм — это искусство, это мастерство, в том числе актерское. От настоящего драматизма у зрителей текут слезы, а здесь возникло только ощущение неловкости за происходящее. Еще я не поняла, о чем песня? Мне сказали — о маме. Я подумала, что мама умерла — столько было крику. Ко второму куплету маме вроде стало лучше, но к третьему опять поплохело — такой саундтрек к сериалу “Скорая помощь”. В общем, с мамой что-то происходило, но что — непонятно.

А потом сказали, что эта песня посвящена ЖИВОЙ маме. Зачем тогда крики, зачем истерика! Это драматургия такая? В таком случае с ней что-то не в порядке.

Константин Меладзе: “Нам всем пора объединяться”

Патрон и продюсер Анастасии Приходько Константин Меладзе не только один из самых успешных деятелей шоу-бизнеса по обе стороны от российско-украинской границы, но и признанный хитмейкер. Станет ли его новый вирш хитом международного масштаба на “Евросонге”?

— Костя, вы рады, что ваша песня прозвучит на “Евровидении”?

— Мои песни прежде никогда не участвовали в “Евровидении”, и я к этому до сих пор отношусь с опаской. Я туда не рвался, но в этом году меня настойчиво уговаривали написать песню для Украины, и я “сдался”. Думаю, здесь больше пользы для моих артистов и музыкантов.

— Но вы входили и в экспертную комиссию в Москве, отобрали здесь 15 участников, а потом к ним в последний момент прибавилась и ваша Настя. Вы — мастер сюрпризов!

— Именно поэтому, по этическим соображениям, я взял самоотвод как член жюри и во время конкурса в “Останкино” находился за кулисами. Что касается отборочной комиссии, то, хотя мы и отобрали из нескольких десятков 15 песен, я не могу сказать, что меня по-настоящему что-то зацепило. Общий уровень не столько самих участников, сколько представленных ими песен показался мне слабоватым. Это — мое мнение. Но мы добросовестно выбрали 15 исполнителей, и я уехал в Киев. А потом в оргкомитете услышали эту песню “Мамо”, которую мы только на днях записали с Настей, и сразу предложили нам выставить ее на конкурс. Нам сказали, что наша работа добавит стилистического разнообразия в общую картину. Все вышло спонтанно, мы даже не успели как следует поволноваться.

— Вы — “пожарная команда”?

— Мы не имели никакой претензии и намерения что-то спасать, тем более российский отборочный конкурс. Из 15 участников было достаточно талантливых людей. Мы думали лишь о том, чтобы внести новые краски в палитру конкурса, которая, на мой взгляд, действительно была несколько однообразная и уж больно вторичная в плане музыки.

Может, я не очень разбираюсь в стилях, которые нужны для “Евровидения”, но мы добавили в эту палитру немного славянской ноты, которой, на мой взгляд, не хватало. Вот и все.

— Эта “славянская нота”, на ваш взгляд, прозвучала убедительно?

— Считаю, что немного интереснее и ярче, чем у других. Голосование зрителей, а потом и жюри это только подтвердило. Но две недели назад, когда я сочинял эту песню, то готовил ее не для отборочного тура в Москве, а для номера от Украины. Сейчас в Москве ходит много неверной информации о том, что Настя проиграла якобы полуфинальный тур в Украине и поэтому поехала в Москву — за “реваншем”. Это неправда. Она ничего не проигрывала. Ее дисквалифицировали, просто сняли с конкурса за нарушения по формальным и надуманным поводам (за превышение хронометража и преждевременную публикацию полуфинальной песни, после чего Константин Меладзе и сочинил для Приходько новую “Мамо”. — А.Г.). Настя ничего не нарушала, подобное было и у других участников, которых даже не трогали. Не хочу сейчас комментировать ситуацию в Украине, здесь есть свои подводные течения. Мы подали в суд в Киеве и выиграли, что позволяло Насте вернуться в национальный отбор, но мы отказались. Зачем возвращаться туда, где оскорбили? К тому же само проведение отборочного тура на Украине находится сейчас под большим вопросом. Вот мы и приняли предложение из Москвы. Куплеты перевели на русский язык, а припевы оставили на украинском. Мне кажется, получилась не только славянская, а очень интернациональная песня — украинка, которая будет выступать от России с песней композитора-грузина. Такое получилось “месиво”. На мой взгляд, это очень своевременный сигнал о том, что хватит уже противоречий и разделительных линий, нам всем пора начать уже объединяться, хотя бы в культуре, вспомнить, что у нас общие и очень крепкие корни. Мне кажется, что публика своими 25 процентами тоже высказалась об этом вполне однозначно.

— Вы довольны Настей как исполнительницей, верите в нее?

— Если бы я не верил, я бы не выставлял ее на конкурс. Мне кажется, эта песня будет интересна в ее исполнении.

Максим Фадеев: “Европа уснет на 15-м такте”

Г-н Фадеев в жюри был одним из самых титулованных и опытных европрофессионалов. Он выставлял в Хельсинки нашумевшее Serebro, сочинил трогательную Believe Me, с которой Юлия Савичева выступала на “Евросонге” в Стамбуле в 2004 году. Несмотря на то что неопытная “фабрикантка” сильно переволновалась тогда на сцене, Believe Me до сих пор в Европе считают одной из лучших российских песен на “Евровидении”.

— Каков был вердикт гуру европесни в этот раз?

— Из тех вариантов (трех финалистов), за которые жюри имело право голосовать, группа “Кватро” вообще никем не рассматривалась как возможный претендент. Если люди, как рекламировалось, семь лет поют, то, значит, что-то у них не так. Видимо, плохо учились. Очень фальшивое и очень стыдное было выступление. Мне очень понравилась песня Полины Гриффитс, но в финальную тройку она не вошла, хотя Полина выглядела фирменно, у нее отличный трек, спела прекрасно. Все было стильно, красиво и классно. А я все-таки отношу себя к тем, у кого хороший музыкальный вкус. В итоге на выбор у жюри остались два претендента — Валерия и Приходько. Выступление Приходько было абсолютно истеричным. Категорически — это не номер для “Евровидения”! Песня просто не отвечает европейскому формату, и говорить, что это самобытно, по меньшей мере странно. Мне кажется, аудитория Европы уснет на 15-м такте.

Самобытность может быть и фирменной, и качественной, как была у той же Русланы, у тех же сербов, которые из года в год привозят на “Евровидение” совершенно умопомрачительные песни! А то, как и что спела Приходько, никому не нужно. Плохо исполненная лубочная псевдонародность. Музыка в Европе развивается совсем в другом направлении. И потом у нее не было ни одной позитивной эмоции — крик, вопли, ужасный вид, злое лицо… Может, для народа это хорошо — нам сказали, что народ проголосовал за нее, — но для меня это было крайне странным.

— Думаешь, у народа беда со вкусом?

— Не знаю. Мы видели результаты по телевизору и должны воспринять это как данность. Но вообще-то у нас очень музыкальный народ, он боготворил и “Битлз”, и много другой подлинно хорошей музыки... Я голосовал за Валерию и считаю, что из финальной тройки она была ярче всех — профессиональна, ни одной фальшивой ноты, спела красиво, выглядела прекрасно. У меня не было к ней ни одной претензии. К тому же за всю историю “Евровидение” впервые проходит в нашей стране. И мне кажется, к вопросу о том, кто и как будет представлять на этом конкурсе страну, нужно было подойти намного серьезнее и постараться выставить действительно достойного и сильного артиста. Валерия, на мой взгляд, вполне отвечала этим критериям. Стинг использовал музыку Прокофьева, и это было очень красиво. А у Валерии звучала цитата из Первого концерта Чайковского. Никакой лубочности, псевдонародности, но в то же время очень национально и одновременно стильно — прекрасный символ великой культуры великой страны на международном конкурсе в исполнении достойной артистки! Именно в Москве. Все это могло бы быть, но теперь осталось только “бы”…

— А Константин Меладзе говорит, что зато мы покажем дружбу народов...

— При чем тут дружба народов? Какая связь между песней, конкурсом “Евровидение” и политической ситуацией в стране, и ему ли эту ситуацию решать?

— С другой стороны, может ли эту “дружбу” укрепить очевидный демарш — сперва Приходько наскандалила в Киеве, потом укатила в Москву, тут ее приняли с распростертыми объятиями и даже устроили Украине публичную порку из московской студии на специальном телемосте у Савика Шустера. К “сектору газа” в нашей “дружбе” еще и добавятся певицы раздора? Не откликнется ли на такую “дружбу” Украина насмешливыми двумя-тремя баллами во время голосования на “Евровидении”, как это уже было однажды с Подольской?

— Боюсь, ты прав. Мне сдается, что в этой ситуации меньше всего кто-то думал о “дружбе народов”. Все про всё очень хорошо понимают. Величия огромной, мощной, достойной державе, какой Россия и должна предстать на “Евровидении” в Москве, история с Приходько совсем не добавит. Такого, чтобы — ох! — уже не будет. Одной трехмерной сцены с красивыми картинками недостаточно, я считаю, чтобы выглядеть достойно. Всем, наверное, было видно, какой я сидел расстроенный, когда огласили результаты. Я не мог скрыть эмоций, досады, удивления.

— Почему в вашем жюри произошел раскол в таком простом и очевидном вопросе?

— Скажу сразу, на меня лично никто не давил, никто не просил за кого-то голосовать. В этом смысле никакой ангажированности я не чувствовал. Но в прошлом году, когда я тоже был в составе жюри, мы единогласно (и так же, кстати, как народ) проголосовали за песню Билана Believe. Одни члены жюри ее послушали заранее, я слышал и видел впервые во время конкурса на сцене и безо всяких сомнений поставил ему 10 баллов, для того чтобы он поехал бороться за честь своей страны. В нынешнем жюри, видимо, понятия о чести тоже были разные, как и оценки…

* * *

В последние два дня “МК” пытался взять интервью и у победительницы национального отборочного тура Анастасии Приходько — хотелось и поздравить, и расспросить юную деву о разном. Но за кулисами Настя была крайне неразговорчива, шарахалась от всех испуганным зверьком. После объявления результатов ее спрятали от журналистов и спешно отправили ночным рейсом обратно в Киев, даже не дав ликующей России насладиться своей избранницей.

Ладно Россия — ко всему привычная. А если и на “Евровидении” в Москве Настя так же будет всегда уставшей, стрелять в журналистов злым глазом исподлобья? Понаехавшая сюда Европа может и не понять “загадочной славянки”, потому как даже славяне на “Евровидении” обычно очень открыты, дружелюбны, коммуникабельны и стараются всегда улыбаться.

Тем временем в Киеве в воскресенье все-таки состоялся многострадальный отборочный тур. Из 40 кандидатов и в отсутствие скандальной Приходько украинцы спокойно и радостно выбрали своей посланницей на “Евровидение” экс-солистку группы “ВИА-Гра” Светлану Лободу. Наши поздравления!

Фирменным прыжком Билан отправил мячик эстафеты “Европесни” на поле Приходько. Поймает ли?
риа-новости

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру