В первую очередь вниманием Путина завладело огромных размеров полотно “Вечная Россия”. “Это ликующие татаро-монголы, вот Борис и Глеб, Достоевский, царь Петр, а во-о-н там идет воинство Ивана Грозного”, — перечислял художник запечатленных на картине персонажей. Путин неодобрительно высказался о некоторых из них — Борисе и Глебе: “Надо бороться за себя, за страну, а Борис и Глеб отдали все без борьбы. Это не может быть для нас примером”, — осуждающе произнес премьер. “Не может быть”, — эхом отозвался Глазунов. ВВП тем временем решил продемонстрировать собственные исторические познания: заявил, что церковь “не предавала анафеме Толстого”. “Насколько я знаю”, — веско добавил гость. Однако художник решил с ним поспорить: “Он был отлучен”. “Но он был отлучен своеобразно, — не сдавался Путин. — Церковь только констатировала то, что сказал Толстой”. Илья Сергеевич больше не спорил.
Продолжая рассматривать полотно, Путин вдруг углядел в толпе персонажей сидящего в одной тележке Сталина и Троцкого. “А почему вы их рядом посадили?” — удивился он. Глазунов между тем говорил о чем-то другом, но ВВП не успокаивался. “Так почему вы посадили Троцкого рядом со Сталиным?” — не унимался он. И снова Илья Сергеевич не ответил. Вопрос прозвучал в третий раз. “А мне кажется, что они были чем-то похожи”, — наконец удовлетворил любопытство премьера автор картины.
Показывая Путину полотно под названием “Рынок нашей демократии”, Илья Сергеевич заострил внимание на изображенном среди полураздетых девушек и разгульного вида мужчин Борисе Ельцине: “В центре — Борис Николаевич… “Калинка-Малинка” из Германии”, — пояснил Глазунов. Действительно, первый президент России был нарисован на картине дирижирующим.
На полотне “Князь Олег и Игорь” зоркий глаз ВВП углядел нестыковку: “У того мужика меч как ножик перочинный в руках смотрится”, — показывая на одного из князей, произнес Путин. Художник, который уже было отошел от картины, стремительно вернулся назад и с удивлением обнаружил, что меч и впрямь какой-то слишком короткий. “Да, я допер”, — только и смог произнести Глазунов. “Как будто колбасу им режет”, — не унимался премьер. “У вас глаз очень правильный”, — похвалил Путина Илья Сергеевич. “Да, я детали подмечаю”, — похвалил сам себя глава кабмина. “Ну хорошо, я доделаю (картину. — Н.Г.)”, — пообещал Глазунов.
Подарок был припасен напоследок: остановившись в одном из залов галереи, Путин сообщил, что подписал постановление правительства о переименовании Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества во Всероссийскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. У Ильи Сергеевича от удивления расширились глаза. “У меня нет слов”, — растроганно сказал он. Произнеся короткую речь, Глазунов завершил ее эффектной фразой: “Я всегда говорил: “Лучше на нары в Москву, чем на виллу в Майами”. Можно сказать, что судьба Глазунова сложилась самым наилучшим образом: Москву он “получил”, но при этом обошелся без нар.
В день рождения мастера “МК” связался с Ильей Сергеевичем.
— Российская академия уже выпустила немало студентов, здесь преподают много моих учеников. Это еще и дань моим учителям. Сам я учился в Ленинградской, теперь Петербургской академии художеств. Когда мне было 16 лет, к нам пришел Игорь Эммануилович Грабарь. Он говорил нам об искусстве, о любви художника к божьему миру, о верности традициям старого мира. Его слова остались у меня в душе. Многим я обязан своему преподавателю на последних курсах, который учился у Константина Алексеевича Коровина. Важно, чтобы молодые художники не порывали связи с великими традициями прошлого. Я глубоко убежден, что путь истинного художника проходит через ворота великих классиков. Как говорил Виктор Михайлович Васнецов: “Искусство — это свеча, зажженная перед ликом божьим”.
— Вы сегодня — твердый оплот реалистических традиций русского искусства. Современное искусство вы, как художник, не приемлете?
— В наши дни, когда свирепствует авангард и все говорят о демократии, нужно понимать, что реализм — и есть то демократическое искусство, которое всем понятно. Доходишь до помойки выбросить мусор — и это искусство? Это превращение жизни в антидуховную инсталляцию. Сегодня мы видим отсутствие картин философского содержания.
— Над чем вы сейчас работаете?
— За последние три года скопилось около 150 работ. В задумке — много работ. Если Господь будет милостив, то на свой юбилей я бы хотел устроить выставку. Знаете, ведь свою лучшую работу Тициан создал в 99 лет. Поэтому я прошу у Бога время.