— Благодаря Смирнову-Сокольскому мы научились ценить прижизненные издания, — рассказал на открытии мемориальной доски руководитель агентства по печати Михаил Сеславинский, — стали дрожать руки, когда человек брал книгу, которую мог держать в руках сам автор или, например, Пушкин…
Как напомнил Сергей Степашин, председатель Российского книжного союза, именно Смирнов-Сокольский был первым директором Театра сатиры. “Он был известен как сатирик-фельетонист, собирал рассказы о тех, о ком потом писал сам. Николай Павлович писал и говорил с большим вызовом, чем нынешние писатели. Удивительно, что Сталин его сохранил. Он называл его шутом”.
Над созданием памятника в старорусских традициях работали скульптор Игорь Новиков и архитектор Алексей Тихонов. На мемориале он изображен на фоне дорогих его сердцу книг.
Наталья Дмитриевна Солженицына:
— Тот факт, что в Москве открыли памятник ему, показывает, что книгу можно любить так, как невозможно любить браузер. И важно, чтобы сегодняшняя реальность не разделялась на пользователей интернета и библиофилов. Необходимо создать некий баланс. Без интернета обойтись невозможно. Но вычеркнуть книгу — значит вычеркнуть столетия человеческой цивилизации.