Первое, что видишь, зайдя в галерею, – это белые разделительные линии на полу. Такие же можно найти на любой дорожной полосе. Метафорическое шоссе символизирует дорогу жизни, по которой мы двигаемся, испытывая разные эмоции – от радости, счастья и воодушевления до апатии, меланхолии и уныния. Что делать со всем этим нескончаемым потоком? Как не сойти с трассы жизни под напором регулярных раздражителей, которые, порой, могут «подрезать» на полосе, поставить на стоянку или завести в тупик?
Рецепт Маши Ив – на правой стене выставочного зала. Художница отвечает на заданный проектом вопрос медитативными пейзажами, которые напоминают: «Наслаждайся каждым моментом». Такую фразу, почему-то на английском языке, можно найти на одном из ее полотен, размещенном на стене из розового меха. Маша – ученица Андрея Бартенева, которая от перформанса пришла к живописи, – любит кататься на сноуборде и часто бывает в горах. На большинстве ее пейзажей – виды, которые она писала под впечатлением от вылазок на Красную поляну и в другие «катательные» места. Море и горы, и правда, успокаивают, а вот розовый мех не очень. Картины Маши Ив сложены из разных фактур, тут и живописные подтеки, и вставки из наждачной бумаги, и тексты-манифесты про любовь, мир и спокойствие. Молодая художница констатирует, что жизнь соткана из противоречий и сплетает из них свои работы, но ее ответ на вечный вопрос «что делать?» – однослойный. Медитировать на природе.
У Марины Звягинцевой, опытного художника и одного из лидеров паблик-арта в России, ответ посложней и, что важно, в нем есть рецепт – как прожить эмоции и принять даже самые сложные. Каждая картина обозначает свою смесь ощущений, а вместе они создают систему эмоциональной навигации. Все работы выставлены на серых стенах с белыми прожилками-линиями, которые обозначают карту города. Мегаполис – ведь тоже организм, со своим спектром эмоций, а уличный художник, каковым является Звягинцева, добавляет в городское полотно «искры» позитива. На этом фоне мы находим, например, «Поиск выхода» – картину, выполненную в авторской технике биотипии (живопись на движущейся воде) в синих тонах, на которой женская фигура закупорена в бутылке. Над полотном надпись: мелатонин – 75, адреналин – 75. Это гормоны, один из которых (мелатонин) вырабатывается во сне, а второй (адреналин) – чистый, свежевыжатый стресс. Соединение вызывает растерянность и беспокойство, которые не дает заснуть. И так оформлена каждая из 16 живописных работ.
Вместе они складываются в «Эмоциональную навигацию», которую наглядно продемонстрировал на открытии перформер – актер Иван Горячев. С серым лицом, чемоданом и прозрачным рюкзачком он появился на разделительной полосе, глядя в телефон, словно ищет выход в аэропорту. И вдруг столкнулся с девушкой, одетой в красное пальто с вставками живописной биотипии. То есть на пути нашего героя неожиданно возник раздражитель, который перевернул его маршрут. Перформер, и правда, развернулся на 180 градусов, и поочередно стал подходить к каждой картине. Он то кричал в ярости, то упирался головой в стену в отчаянии, то пытался уснуть, мучаясь бессонницей, то медитировал в позе лотоса. Около каждого полотна Иван находил покрашенный биотипией камень и забирал с собой в рюкзак. А потом принял «контрастный душ». Эта инсталляция Звягинцевой в небольшой укромной комнатке предлагает каждому постоять под световым потоком красок и смыть все накопившиеся гормоны. Однако смыть – не значит избавиться.
Финальная точка перформанса и выставки – стопка чемоданов с разноцветными камнями. Она символизирует эмоциональный багаж, который копится у каждого из впечатлений и переживаний. Когда мы пропускаем через себя любую эмоцию, память о ней, о событиях, которыми она была вызвана, остается с нами.
– Нужно уметь проживать и отпускать, – говорит Марина Звягинцева. – Если капсулировать эмоции, то можно лопнуть. А когда ты их проживаешь, то проводишь своего рода инвентаризацию – и можешь разложить ощущения по чемоданам памяти. А это и есть самое ценное, что остается с нами, эти переживания – дороже денег и вещей. Конечно, негативные эмоции сильнее захватывают, чем позитивные. Но мы всегда движемся в сторону позитива, и, рано или поздно, к нему приходим. Поэтому верхний чемодан в моей инсталляции – с вдохновением, и он открыт, в отличии от остальных.
Действительно, если присмотреться, то на каждом чемоданчике можно обнаружить надпись – все они с положительной коннотацией. Тут – предвкушение, азарт, нежность, любовь, драйв, счастье, радость и эйфория. Копить стоит именно такие эмоции.
Есть у Марины еще одна ключевая работа – о скрытых эмоциях. Она расположена за пирамидой из чемоданов – в дальнем углу. Перед нами два белых лайтбокса. Если ткнуть в каждый пальцем, то белая пелена исчезнет и за ней проявится яркая живопись. Этот диптих – важная часть концепции. Самое страшное – непроявленные, непереваренные чувства, которые человек держит в себе, не позволяя вырваться им наружу. Если прятать гормоны, то они «застревают» где-то внутри и обязательно «отыграются» потом на организме. Поэтому «эмоциональный душ» нужно уметь принимать во всех его контрастах, и, отпуская стресс, сохранять в багаже памяти самые лучшие ощущения.