В картине «Продукты 24» снимались сборщицы хлопка и участница громкого московского дела

На Берлинале вспомнили гольяновских рабов

В программе «Панорама» 72-го Берлинского кинофестиваля показали социальную драму «Продукты 24» дебютанта Михаила Бородина. Он сам, подобно своим героям, приехал из Узбекистана в Москву и почувствовал, что значит жить с иностранным паспортом. Художественным руководителем проекта стал Алексей Герман-младший.

На Берлинале вспомнили гольяновских рабов
Мухаббат — Зухара Сансызбай. Кадр из фильма

В создании фильма помимо России принимали участие Турция и Словения. Проект участвовал в копродукционных рынках в Германии и Венеции. Продюсер Артем Васильев провел его по всем ступеням до Берлинале. Прежде он уже работал с Михаилом Бородиным на короткометражке «Регистрация», где мигрантка из Узбекистана возвращается домой с лекарствами для больного ребенка и попадает в полицию. А младенец в это время лежит один в квартире.

Сам режиссер родился в небольшом городке под Ташкентом, с 18 лет снимал кино, социальные и рекламные ролики, музыкальное видео. Получив высшее образование в Ташкенте, в 22 года переехал в Москву, работал курьером и разнорабочим. Его короткометражка «Я нормальный» о школьнике из небольшого поселка, который пытается вписаться в компанию ровесников, участвовала в «Неделе критики» Каннского кинофестиваля.

«Продукты 24» основаны на реальных событиях, отсылающих к «гольяновскому делу» 2012 года, когда рабы из Центральной Азии годами жили в магазине и подвергались насилию. Сценарий Михаил Бородин создавал по схеме вербатима, в общении с фигурантами громкого дела. В фильме снимались непрофессиональные актеры, сборщицы хлопка, участница гольяновской истории Бакия Касимова. Съемки проходили в Москве и Узбекистане, где группа провела много времени, с трудом добывая разрешения на работу. Процесс так затянулся, что лето перешло в осень, подарившую прекрасную натуру.

Молодая девушка Мухаббат приезжает в Москву из Узбекистана, живет в подсобке круглосуточного магазина, подвергается побоям. Ее нежно сыграла Зухара Сансызбай — выпускница МГУ, юрист по образованию с навыками актерской профессии. Стоны жертв доносятся до покупателей, которые либо не обращают на них внимания, либо пытаются безуспешно разобраться в происходящем. Хозяйка магазина Жанна (ее сыграла Людмила Васильева) — все равно что владычица морская. Она тоже приехала в Москву из Центральной Азии, прошла через унижения и продолжает эту цепочку. Жанна возлежит в подсобке, а маленький Карим массирует ее ступни под потоки брани. Бывшая рабыня хранит свое собственное рабство, нелепо выглядит в шелковом халате в жалком магазине. Работников она называет тварями, бьет до крови, таскает за волосы. В магазине девушки справляют свадьбу, спят, рожают, а потом у них отбирают детей.

Сбор хлопка выдержан в коричнево-бежевых тонах. Кадр из фильма

Все лучшее с кинематографической точки зрения начинается ближе к финалу, когда героиня возвращается на родину. Она едва находит мать. За три года, что девушка отсутствовала, улицу перестроили. Мать переехала, отец умер. Денег у Мухаббат нет, а матери предстоит ампутация ноги. Приходится ехать на сбор хлопка. Труженицы в разноцветных платках красивы, все выдержано в коричнево-бежевых тонах. Только хлопок белеет, а когда его повезут в прицепах, то девушка, лежащая на нем как на перине, покажется счастливой. Ампутированную ногу матери дочь повезет на кладбище, чтобы похоронить в могиле отца.

Если жизнь в России тусклая, то в Узбекистане колоритная, кинематографичная. Сцены сбора хлопка особенно удались оператору Екатерине Смолиной. В скромной родительской квартире на столе — гора начищенной моркови, которую мать натирает на терке. И это так красиво снято. В Москву придется вернуться. Там остался маленький сын. Вместе с Мухаббат к Жанне приедет пополнение — еще три женщины станут рабынями.

Когда героиня возвращается на родину в плацкартном вагоне, возникнут фантастические кадры. Сразу не поймешь, жизнь это или сон. Стройная дама в концертном платье пройдет по вагону, заберет ребенка у спящей матери, а за ней побежит стайка гусей. В 2018 году на «Золотой маске» показали спектакль «Магазин» по пьесе Олжаса Жанайдарова, поставленный в Татарском драматическом театре Альметьевска. Его сыграли две актрисы. Одна героиня приехала в Россию из Казахстана, стала хозяйкой магазина в спальном районе Москвы, держит в рабстве соотечественниц. Другая проходит все круги ада, не имея даже собственного имени. Спектакль тоже был основан на реальной истории, а в финале мучительницу убивали. В «Продуктах 24» произойдет нечто невообразимое, о чем лучше зрителю до поры до времени не знать. Будет ему небывальщина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28727 от 17 февраля 2022

Заголовок в газете: Жизнь в подсобке магазина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру