Музыкальные критики уже пару лет уверены, что местный рэп перестал быть крутым, превратился в поп-музыку и на глазах обесценивается. Тем временем, многие российские рэперы по-прежнему чемпионы в чартах и весьма успешны на гастролях даже с учетом всех ограничений.
В минувшем году, по статистике стримингов, наибольший ажиотаж вызывали Моргенштерн, Скриптонит, Miyagi & Andy Panda, Kizaru. Также отмечены успехи Славы Марлоу, бывшего битмейкера Моргенштерна, и юной поп-звезды Вани Дмитриенко. Но, так или иначе, Моргенштерн по-прежнему в наибольшей степени владеет массовым музыкальным сознанием в России, по крайней мере в определенной возрастной категории. И то, что герой молодежи в данный момент отсиживается в Эмиратах, спасаясь от гнева российских официальных лиц, выглядит немного странно.
Напомним, что Алишер Моргенштерн покинул Россию после того, как глава Следственного Комитета Александр Быстрыкин озвучил свое предположение о том, что артист торгует наркотиками в Интернете. После такого, наверное, сбежит любой, у кого есть возможность сбежать. Заявление г-на Бастрыкина стало своего рода финалом облавы на Моргенштерна. В ходе этой спецоперации рэпера проверяли на предмет пропаганды наркотиков в песнях, а также пытались найти в словах звезды поводы для того, чтобы обвинить его в оскорблении ветеранов и чувств верующих.
Кстати Моргенштерн не один такой «счастливчик». Прямо сейчас в треках Инстасамки ищут «пропаганду разврата» (очень интересный термин, вот бы понять, что имеется в виду), а в сочинениях OG Buda традиционную для жанра нарко-разнузданность. Эти двое будут, конечно, помельче, чем Моргенштерн, но, видимо, уже заслуживают пристального внимания со стороны государства.
Подобного рода охота за вызывающими подозрение артистами дело уже не новое. Два вольных десятилетия, в течении которых музыканты могли делать все или почти все закончились, и теперь карательные органы интересуются популярной музыкой очень активно. Но если раньше страдали артисты с определенной социальной позицией, проводники оппозиционных идей, сами по себе отважные люди вроде Noize MC или Хаски, то теперь претензии предъявляют тем, у кого в музыке ноль политики и поведение в этом отношении, в общем, тише воды, ниже травы.
Впрочем, удивляться здесь нечему. В России последовательно создается система тотального контроля и наивно полагать, что такая вроде бы воздушная материя, как популярная музыка, вдруг останется в стороне. И здесь нужно не столько сокрушаться по этому поводу (есть подозрение, что поздновато), сколько понять куда подобная борьба с похабными, по мнению надзорных органов, жанрами может завести.
Получается, что хип-хоп с его изначальной системой ценностей, где далеко не последнее место занимают понты, кэш и прочие молодежные радости уже не совсем вписывается в нашу новую систему ценностей. Удивительное дело: в систему ценностей миллионов российских граждан он вписывается, а вот в госстандарты не попадает. По логике нужно что-то менять: либо граждан, либо госстандарты. Но пока хотят изменить Моргенштерна. Ходят слухи, что ему уже поступают предложения из Кремля по поводу сотрудничества в обмен на отмену санкций. На официальном уровне такие слухи отвергаются, что делает их более правдоподобными.