Великий и ужасный Ян Фабр, чье появление часто сопровождают скандалы, на этот раз был в резиновых перчатках и медицинской маске, и обыватель ничего особенного в нем бы не нашел. Обычный человек, простой и демократичный. Даже странно, что на него строчили жалобы наши соотечественики после выставки в Эрмитаже, обвиняя в убийстве животных и выставлении их чучел на обозрение публики. Его обвиняют в насилии и харассменте. Из-за этого отложена премьера в Национальном театре Литвы. Между тем в своих спектаклях и, в частности, в «Изменчивой силе любви» Фабр пытается поговорить о том, что такое любовь, сквозь призму гендера. У него танцуют девять «воинов красоты», в понимании которых любовь свободна от правил.
В Москве Фабру пришлось ввести в свой спектакль «Изменчивая сила любви» Марию Селезневу. «Немецкая актриса Стелла Хёттлер потеряла паспорт, застряла в Германии, и был риск, что она не сможет приехать к спектаклю, — рассказывает Фабр о том, как пригласил российскую актрису. — Я попросил представителей фестиваля найти замену. Мне предложили Марию Серезневу. В итоге Стелла приехала, но мы уже ввели Марию и оставили ее в спектакле. Она читала в самом начале стихотворение на русском языке. Я снимаю перед Марией шляпу. Она была очень сконцентрирована, профессиональна и чувствительна. Мы ее ввели в спектакль за два дня, в то время как другие члены труппы десятилетиями работают со мной. Я попросил Марию выбрать стихотворение, и это был выдающийся русский поэт. Она сначала прочитала его так, как будто сидела в кафе и болтала с друзьями. Оказалось, что ее учили читать русскую поэзию, как меню в ресторане. Но мне это не подходило. Великий русский поэт продумал каждое слово и звук, и читать его надо по-другому. Актеров в России и Европе теперь обучают натуралистичной игре. Мой театр совсем другой. Обычно это зеркало с одним отражением, а у нас два зеркала, установленных друг напротив друга, и зритель видит в них целую Вселенную. Мария великолепно отработала спектакль. Она предана профессии. Я это замечаю во всех российских актерах, которые со страстью отдаются своему делу. Россия — очень страстная страна, и, когда эта страсть направлена в нужное русло, могут получаться великие вещи».
Вместе с драматургом, театроведом, преподавателем Антверпенского университета и актером Люком Ван ден Дрисом Ян Фабр в течение десяти лет создавал руководство для перформеров XXI века, которое и представил в Москве. В его основе — физическая и вокальная техники, необходимые современному актеру. Актеры Фабра, как он говорит, освоили искусство глубинной трансформации и не играют кого-то на сцене, а становятся кем-то.
«Мои перформеры объединяют в себе три начала — интеллект, интуицию, инстинкт, — говорит Фабр. — Без них невозможен настоящий художник. Мне важно задействовать три уровня: мозг, сердце и сексуальную энергию. На этом и основано мое обучение. У моих перформеров настолько обострено физическое и ментальное воображение, что они могут исполнить любую роль в спектакле, в котором задействованы. У меня нет нужных для актерства навыков, но я прошел хорошую подготовку как классический живописец, прекрасно знаком с анатомией человеческого тела. Я нелепый, смешной человек, не актер, а перформер. Рядом со мной люди, которые способны перевести мои мысли на профессиональный язык. А я всего лишь нелепый, глупый клоун, как и любой художник, который постоянно совершает ошибки. В 1982 году в Лондоне заболела актриса, и нужно было ее заменить. После спектаклей я обсуждаю с труппой, как все прошло. После моего выхода обсуждение длилось шесть часов — так я был плох на сцене. Если бы я на нее выходил всякий раз, то разрушил бы свои спектакли».
В своих тренингах Ян Фабр использует упражнение Мейерхольда: нужно прыгать на грудь другого актера, убивая его. Примерно так, как делал это в «Крестном отце» Аль Пачино. Фабр уверен, что настоящим авангардистом можно быть, только если ты блестяще знаешь традиции. «В Европе и Америке считают, что Ежи Гротовский — венерическое заболевание. Я в этом убедился на своих лабораториях. Имена других мастеров даже не слышали. Я из страны, подарившей миру великих живописцев. Посмотрите на полотна Яна ван Эйка. Это же театр. Там каждое тело пересобрано в интересах мизансцены. Мы в своих практиках обращаемся к великим мастерам прошлого. Рубенс — вообще лучший голливудский режиссер и художник по свету. Иероним Босх — более авангардный художник, чем некоторые из наших современников. Мы показываем танец через призму полотен Босха, используем те же цвета, и это такой же праздник плоти».
Ян Фабр не так давно поставил в БДТ спектакль по собственным дневникам, и они шокируют нашу публику. «Я каждый вечер веду дневник, потому что одинок. Мне важно рефлекстровать по поводу моего визуального искусства, личной жизни, политической ситуации, — говорит Фабр. — Думал ли я, когда их писал, что они будут опубликованы? Да. Еще в 1980-х я написал, что проклят собственным гением. Видимо, уже тогда осознавал, каким будет мое будущее».
В компании Фабра артисты после пяти лет обучения получают титул воина красоты. Как только они выдерживают сумасшедший график! Репетиции «Горы Олимп» продолжались 9 месяцев, работать приходилось с 11 утра до 4 часов утра следующего дня. Обычный рабочий день в компании Фабра выглядит так: в 11 утра — занятия йогой или какой-то другой техникой, потом обед. С 14 до 18 часов работа с Фабром. Потом ужин. С 19 часов работа продолжается до 22 часов или 3 утра в зависимости от проекта. Месяцы уходят на исследование материала, на ежедневные восьмичасовые занятия импровизацией. Потом уже каждый исполнитель становится сам себе режиссером. Неудивительно, что после такого графика появляются обвинения в насилии.