20 мая Григорию Чхартишвили, более известному широкой публики по творческому псевдониму Борис Акунин, исполняется 65 лет. Накануне даты писатель признался, что ничего особенно устраивать не собирается. Может, сходит куда-нибудь с супругой, да и будет. «Мне это не интересно», – говорит писатель по телемосту из Лондона.
Акунина занимает другое – ему интересно пробовать новые для себя творческие жанры. Так, последний изданный роман фандоринского цикла «Просто Маса» – о жизни помощника детектива после смерти «господина» – был изначально задуман как аудиокнига. В аудио-формате могут появиться новые истории о Фандорине.
– Вообще я хотел бы возродить, к сожалению, забытый жанр полноценного аудиоспектакля, который так хорошо делали в советские времена, – сказал писатель. – В повествование можно встраивать разные звуки, интонации, музыку. Еще сейчас я готовлю книгу необычного для себя жанра – самоучитель по беллетристике. Она состоит из текста разных форматов, я учу людей быть беллетристами, показываю разные штуки-дрюки-фокусы, а после каждой главы даю задание читателю что-то написать. Это еще и сборник новелл.
А пока новые жанры зреют в голове одного из самых популярных писателей нашего времени, в свет вышел новый том его «Истории государства российского». Восьмая книга – предпоследняя в исторической серии – получила название «Лекарство для империи».
«Эпоха Александра II и Александра III дает ответ на вопрос: почему всё вышло так, как вышло», – значится в аннотации. «МК» спросил у писателя: какой же ответ ему пришел после погружения в ту эпоху?
– Вторая половина ХIХ века доказывает, какое это опасное искусство – революция сверху. – Общество сначала поддерживает правительство, пока оно проводит реформы. Потом правительство видит, что реформы заводят страну в опасную ситуацию, тормозит ее, а обществу это не нравится. С этого момента, с 1880-х годов, общество и власть находятся в постоянном конфликте.
Мне важно было понять, как это произошло, можно ли было этого избежать, как работают эти механизмы. Этот том называется «Лекарство для империи», потому что в России есть три силы – три идеологии и в каждой свое представление о России, ее счастье и благополучии. С одной стороны – государственники, для которых счастье в государстве, с другой – либералы в самом широком смысле, которые считают, что государство должно обслуживать человека. Третья сила – революционеры, которые считают, что государство надо разрушить и построить нечто другое.
– А каким вы видите счастье России?
– Мое представление таково: счастье страны – это когда каждый ребенок получает все, чтобы раскрыть свои дарования. Если человека подгоняют под систему, чтобы продлить удобную жизнь для государства, это не счастье. Моя новая книга «Дорога в Китеж» (художественное произведения, сопутствующее выходу исторического тома – М.М.) как раз о поиске счастья. Китеж – это невидимый град, образ прекрасной зачарованной России, куда пытаются найти дорогу все герои этого романа. Мы сейчас как раз утверждаем макет.
– Следующий том «Истории…» будет о революции. А напишите ли вы после о советском и постсоветском времени?
– Про советское время я не планировал писать исторических книг по очень простой причине: я хотел написать историю – не эмоциональную, а рациональную. А о советском я не могу не эмоционально. Вряд ли у меня получится объективно писать о Ленине и Сталине.
– Сообщалось, что в этом году должны начаться съемки сериала по вашей книге «Там» о загробном мире. Они начались?
– В чудесном мире кинопроизводства из сто зарождающихся проектов получается один. Пока про сериал «Там» нет новостей.
– Как вы относитесь к современным молодым писателям, например, Водолазкину или Яхиной? За кем следите, кого читаете?
– К сожалению, художественную литературу не читаю уже 20 лет. Современников читать вредно. Это сбивает с собственной волны. Если это плохо, то вянешь. Если хорошо, то начинаешь подражать. Хотя новый роман Яхиной прочитал, меня жена заставила, хороший…