Дядя Степа, а это был он, кто же еще, сменил форму милиционера на обмундирование советского почтальона и повторял путь своего предшественника из черно-белой 45-минутной картины «Чук и Гек» Ивана Лукинского, снятой в 1953 году. Он заходил во двор многоэтажного дома №5 на Садовой-Самотёчной улице, чтобы передать телеграмму от человека, живущего у Синих гор, отца Чука и Гека. В старом советском фильме тот же зимний двор со снеговиком во дворе появляется в самом начале. Кажется, с тех пор ничего не изменилось, хотя дом тогда только-только построили. Во второй раз мы видим его на экране, когда из подъезда выбегают Чук и Гек в поисках коробки со второй телеграммой от отца, выброшенной в форточку.
Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» впервые опубликован в 1939 году, и теперь строки о том, что папа не приедет, поскольку у него много работы, воспринимаются с некоторым сомнением. У Гайдара он начальник геологической партии, потому и оторван от дома, но поскольку время на дворе сложное, можно предположить, что отец находится в сталинских лагерях. Примерно в таком духе поставлен спектакль «Чук и Гек» режиссером Михаилом Патласовым в Александринском театре, где рассказ Гайдара вписан в воспоминания прошедших лагеря актеров Евгения Весника, Вацлава Дворжецкого, Георгия Жженова, Татьяны Окуневской, других жертв и палачей. А сам писатель в пионерском галстуке стоит у макета, где рядом с Кремлем соседствуют таежные теплушки. И все это напоминают новогоднюю сказку о пряничной сталинской эпохе.

Александр Котт, стоя у исторического дома начала 50-х, рассказывает: «Мы восстанавливаем кадр из старого фильма, который именно здесь снимался. «Чук и Гек» написан в непростые годы при непростых обстоятельствах, о чем знают взрослые, но не знают дети. Им и не нужно это знать. Всему свое время. А «Чук и Гек» до сих пор остается одним из лучших детских рассказов про семью и Новый год. Мы хотим снять красочный приключенческий фильм, где будут чудеса. Они возможны, если в них веришь».
У Александра Котта есть брат-близнец Владимир Котт, тоже известный режиссер. Они так дружны, что это обстоятельство наверняка сыграло решающую роль в появлении новой версии «Чука и Гека». «Мне близки и понятны переживания каждого из героев этой истории, — говорит Александр Котт. — Целый месяц я находился далеко от дома, и мои дети тоже хотели ко мне приехать. Старший сын в результате доехал. В принципе эту историю можно переложить на любой исторический фон. Да, сегодня мало кто посылает телеграммы, а из тайги можно позвонить по мобильному телефону, но тоска сыновей по отцу, который далеко, никуда не исчезла».
По словам продюсера картины Арсена Готлиба, рассказ Гайдара — лишь преамбула, и зрителей ждут волшебные испытания героев, сказочные события в лесу, которых нет в литературном первоисточнике.
На протяжении двух часов во дворе старого дома снимали пару проходов. Еще до начала съемок привезли на эвакуаторе старинный автомобиль. Сопровождавший его сотрудник рассказал: «Это американский «Шевроле», привезенный в Москву еще до войны. Машина коллекционная, но на ходу. Мотор у нее от «Волги». Она из частной коллекции. Сохранилась фотография, где возле такой машины стоит молодой Брежнев». Около автомобиля суетится водитель, непрофессиональный актер. Спрашиваю у него: «Куда поедете?». Он тут же отвечает: «К Сталину. Но лучше у режиссера спросите. Он вам расскажет». Но у режиссера, судя по всему, и мыслей о Сталине нет. Мимо проходит почтальон, тот самый дядя Степа, пожимает шоферу руку. Есть возможность познакомиться. Дима — баскетболист. Его рост — 2 метра 15 сантиметров. Рядом с ним все члены съемочной группы кажутся крошечными. Для того чтобы почистить форму почтальона, Диму просят пригнуться.

Художник по костюмам Екатерина Дыминская придумала необычные костюмы не только для почтальона, но для Чука, Гека и их мамы, которую играет Юлия Снигирь. Она чем-то напоминает молодую Веру Васильеву, сыгравшую ту же роль в советском фильме. Но если в черно-белом «Чуке и Геке» героиня носила шикарную по тем временам шубку, то Юлия Снигирь одета в красное пальто с меховой опушкой. Когда она с детьми отправляется на вокзал, в ее руках бордовый чемодан, подходящий по цвету к пальто. У Чука — все ярко-васильковое, включая чемодан. Гек одет в желтое пальто и несет маленький чемоданчик того же цвета. Они идут друг за другом, и мама спрашивает у сыновей: «В дороге главное что?» Дети дружно отвечают: «Не потеряться». И так несколько дублей.
У подъезда стоит снеговик. Режиссер заботливо поправляет вставленные в него ветки. Появляются дворник в фартуке, маленькая девочка с мамой. Малышку играет Ева с бездонными голубыми глазами. Ее сажают в деревянные санки, потом она дотягивается до носа-морковки снеговика. Опять несколько дублей, и через полтора часа ребенок устает, начинает немного бунтовать.
Под мокрым снегом прямо во дворе располагается операторская группа во главе с Петром Духовским, который работает с Александром Коттом со студенческих лет. Вместе они сняли «Спитак», «Инсайт», «Ехали два шофера», около десятка картин. Главный художник Электротеатра «Станиславский» и лауреат «Золотой маски» Анастасия Нефедова оживит игрушки, в которые играет Чук. Привлечен и специалист по подводным съемкам Григорий Яблочников.

На роль отца-геолога приглашали Евгения Цыганова, но сложный график не позволил ему участвовать в проекте. И тогда появился Владимир Вдовиченков. В роли Гека снимается Юра Степанов-младший, невероятно похожий на своего отца Юрия Степанова, прекрасного артиста «Мастерской Петра Фоменко», 11 лет назад погибшего в автокатастрофе. Чука сыграет Андрей Андреев, снимающийся уже в четвертой картине. Часть трюков ребята выполняли сами при участии каскадеров. Им пришлось переходить через ущелье по переброшенным деревьям. Это было на Урале, где в январе проходил первый блок съемок. Работали в Пермском крае в тайге, на реках и озерах. В некоторые точки можно было добраться только на снегоходе. Дороги расчищали тракторами. К горному озеру путь занимал три часа. Среди персонажей есть даже Хозяйка Медной горы. В натурных съемках участвовали медведь, лошади, козел, волки, которые прошли специальную подготовку, прежде чем стаей бежать за камерой и бросаться на медведя.
Второй блок съемок проходит в Москве. Два дня снимали в Музее поездов на Рижском вокзале, ведь Чук и Гек едут с мамой через всю страну к отцу. А после утренних съемок у Садового кольца группа быстро перебазировалась в новые павильоны на Алтуфьевском шоссе. Они только-только обживаются, и Чук с Геком стали первыми персонажами, которые там появились. Мальчишки тут же забрались по лестнице под потолок выстроенной базы геологов, промчались по коридорам и кухне большой коммуналки. Декорации созданы под руководством художника-постановщика картины Евгения Качанова. В общем, предвкушаем новогоднюю сказку без призраков 1930-х. Никакого ГУЛАГа не будет.