Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе появление таких фильмов как «Груз 200» или «Кочегар» сегодня просто невозможно.
Премьера «Груза 200» состоялась на фестивале «Кинотавр» в Сочи в 2007 году. Тогда в конкурсе участвовали еще и «Простые вещи» Алексея Попогребского, который уловил всю сложность человеческих отношений, и где изумительно сыграл Леонид Броневой. У этой картины было немало приверженцев, но отдавать ей главную награду, когда есть «Груз 200», многие считали преступным. А потому произошел раскол. Попогребский, узнав о разгоревшихся страстях, готов был вернуть свою награду. Кинокритики переругались. Часть из них в знак протеста покинула ряды Гильдии киноведов и кинокритиков. Во время общественных дискуссий коллеги обвиняли Балабанова в маразме и бесстыдстве. Юрий Лоза, под песню которого «Плот» маньяк везет на мотоцикле свою жертву, возмущался больше всех, но благодаря «Грузу 200» он навсегда останется в истории кино.
Всех этих подробностей уже не знают новые зрители, а те, кто видел фильм 13 лет назад, не хотят его пересматривать – слишком тяжело. С тех пор прошла вечность. Алексей Балабанов умер в 2013 году, когда ему было 54 года. Еще раньше не стало 44-летнего Алексея Полуяна, сыгравшего милиционера-маньяка Журова. Он умер в 2010 году от онкологического заболевания, и видимо, уже зная, что его ждет, уехал из Питера в деревню. Через два месяца после его смерти погиб в автокатастрофе 42-летний Юрий Степанов, сыгравший военкома, принимавшего гробы с погибшими в Афганистане солдатами. В 2011-м не стало 64-летнего якутского актера Михаила Скрябина, сыгравшего вьетнамца Суньку. В 2010-ом он снялся у Балабанова в главной роли в «Кочегаре», сыграв всеми поруганного ветерана афганской войны.
На показе, организованном в рамках программы «Каро Арт», присутствовали в основном молодые зрители. Для них 1984 год, когда происходят события, все равно, что Куликовская битва. Во время обсуждения один парень спросил: «Почему Балабанов вынес приговор молодым, не оставил им шанса?» Для него олицетворением молодежи стала Анжелика в исполнении Агнии Кузнецовой, которую маньяк-милиционер приковал к кровати вместе с мертвецами – алкоголиком в исполнении Александра Баширова и погибшим в Афганистане женихом. Другие зрители восприняли ее как Родину-мать, доведенную до края. Для кого-то отечество материализовалось в облике матери Журова, произносящей коронную фразу: «Мухи у нас». А они заполонили весь дом с двумя мертвецами.
Организаторы мероприятия совместили показ со встречей с писателем и журналистом Сашей Сулим, автором книги об ангарском маньяке и его поимке. Возможно, это было ошибкой, поскольку разговор пошел именно в этом русле. Зрители расспрашивали о том, как она встречалась с ангарским маньяком, как брала у него интервью. Но ее героем стал и бывший оперативник, входивший в группу расследования ангарского дела, работающий теперь охранником, выращивающий свиней. Его опыт оказался никому не нужен, зато следователь пошел на повышение. И тут разговор зашел об образе милиционера как таковом, что уже было ближе к картине Балабанова. Молодые зрители рассуждали о том, может ли в принципе полицейский быть честным человеком. Кто-то считает, что изначально в правоохранительные органы идут хорошие люди, но система их переламывает.
По Балабанову защитить себя можно только самому, а обращаться в милицию бесполезно. В тот вечер в зале никого не было из тех, кто его знал, поэтому все строилось на догадках. Хотя настоящее кино и не нуждается в разъяснениях. Оно дает зрителю возможность думать, а это как раз такой случай. Друг Балабанова Александр Мосин, снимавшийся в «Грузе 200» и других картинах Балабанова, однажды рассказал «МК»: «Алексей любил честность во всем. Он научил меня тому, что можно жить, не приспосабливаясь. Независимым у нас быть невозможно, а Леша был таким. Он патологически был заточен на правду, боролся за честное, настоящее кино».