Официальная церемония прощания с народным артистом СССР была назначена на 12 часов дня. Однако за 2 часа до начала к Драматическому театру на Ломоносовском проспекте, основанному 25 лет назад, начинают стягиваться люди. Сначала журналисты с телевизионными камерами, затем и поклонники актера. В основном пожилые. Кто-то пришел с цветами. Они завернуты в бумагу, чтобы пережить холод. На термометре — 6 градусов мороза.
У входа в театр стоит траурный портрет Армена Борисовича. А позади — афиша одного из последних его спектаклей — «Театр времен Нерона и Сенеки», где Джигарханян блистательно исполнял роль философа Сенеки. Но сегодня информационный стенд у главного входа сообщает о самом трагичном событии в жизни театра — прощании с его основателем.
За полчаса до начала через плотное оцепление начинают пропускать людей. Уже к этому моменту у рамок металлоискателя набирается порядка 30 человек. При необходимости сотрудники полиции проверяют сумки граждан, настоятельно просят соблюдать меры индивидуальной защиты, измеряют температуру и объявляют в рупор о необходимости соблюдения дистанции и масочного режима.
«Каждая его роль привносила что-то новое в искусство. Как жаль, что мастера уходят. Такие люди должны жить долго. Человек, который создал галерею образов. Всё оставляет свой отпечаток», — говорит об Армене Борисовиче Зита, актриса Московского армянского театра.
Ей вторит актер Азис Аскарян: «Прекрасный человек. Мне удалось с ним работать в одной картине. Он был неунывающий, добрейший человек. Он всегда менялся, но при этом был в хорошем настроении. Третьего числа звонил и поздравлял его с днем рождения... Он никогда не жаловался на свое самочувствие».
Главное фойе театра утопает в цветах и траурных венках — от друзей, коллег, политических деятелей, театров. Они обрамляют черно-белый портрет Армена Борисовича. Он стоит точно в центре, в рамке из живых цветов. А с него с хитрым прищуром улыбается Мастер…
Зал пока пуст. В первом ряду — лишь несколько человек из близкого окружения артиста. Сцена, как и фойе, утопает в цветах. По обеим сторонам у открытого гроба сидят близкие Джигарханяна. Среди них вдова актера Татьяна Власова.
В это время со сцены зачитывают соболезнования правительственных деятелей. Замглавы Совбеза Дмитрий Медведев: «Ушел из жизни великий актер. Он одинаково прекрасно чувствовал себя на сцене, в кино, за экраном мультфильмов. Прошу передать искренние слова соболезнования семье». После него в микрофон зачитывают соболезнования спикера Совфеда Валентины Матвиенко, мэра Москвы Сергея Собянина.
Одним из первых проститься с другом пришел певец Бедрос Киркоров. Он не стал подниматься на сцену. Сказал лишь несколько слов в фойе в память о товарище: «Никогда не видел его грустным. Он мог жить еще, но болезни не спрашивают. Себя не берег, с температурой выходил на сцену. Последний раз виделись на каком-то форуме. Он чувствовал, что болеет. Настоящие артисты всегда не берегут себя».
Люди заходят с левой стороны от сцены, возлагают цветы, крестятся и поднимаются к противоположному выходу. Некоторые просят остаться на панихиду, но их вежливо отправляют вниз. Сидеть в зрительном зале запрещено, однако в первом ряду уже каждое место занято. Поначалу там были близкие и коллеги артиста. Но сейчас вплотную друг к другу сидят и поклонники, успевшие занять кресло.
Первым на сцене появляется глава Департамента культуры Москвы. Александр Кибовский долго стоит у гроба, обнимает вдову и подходит к микрофону. «Он народный не только по званию, но по любви людей со всего мира. Его голос стал брендом. Эти неповторимые нотки, реплики — когда даже мультипликационные герои были Джигарханяном. Жизнь у него была сложная, со многими поворотами, но слава его не портила. Он, как настоящий армянский коньяк, не закисал», — говорит Кибовский.
В зале появляется Эдгард Запашный. Он молча кладет большой букет алых роз и, не поднимаясь на сцену, выходит из театра. Актер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, возложив цветы, выражает соболезнования семье в микрофон: «Я счастлив, что в 1972 году в Театре Маяковского два талантливейших человека взяли надо мной опеку: Армен Джигарханян и Толя Ромашин. Каждое слово Джиги, как его звали в театре, всегда было объемно, интересно. Когда я думал, как сыграть ту или иную роль, то думал, как ее сыграет Армен».
Звучат соболезнования от Владимира Машкова, первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, министра культуры Армении Араика Аратюняна. С момента официального начала церемонии прошло 1,5 часа, но поклонники продолжают возлагать цветы. Несмотря на открытый формат церемонии, известных лиц среди пришедших совсем немного.
На сцене появляется Александр Розенбаум. «Общаться с ним всегда было колоссальным удовольствием. Конечно, его будет не хватать. Много есть талантливых, но таких актеров, как Армен Борисович, больше не будет», — говорит со сцены певец.
Во время панихиды на большом экране над сценой транслируются фотографии Армена Борисовича: кадры из фильмов, роли в спектаклях, семейный архив. Тихо звучит печальная музыка. За 10 минут до конца церемонии на сцену поднимается Дмитрий Харатьян. «У армян есть мудрое изречение: «Возьму твою боль на себя». Я сказал ее Армену Борисовичу, а он говорит мне: «Знаешь, есть ответ на нее: «Оставайся без боли». Сегодня мы остались без Армена Борисовича, и наша боль не утихает», — говорит актер и читает стихотворение Евгения Евтушенко.
Все. Людей просят покинуть зал. Сотрудники театра выносят траурные венки из зала, ставят их у портрета в фойе. Люди занимают места по обеим сторонам от центрального прохода. Еще больше поклонников стоит на улице. Несмотря на пандемию, их несколько сотен. Через несколько минут выносят гроб с телом Армена Джигарханяна. Он навсегда покидает свой театр под оглушительные аплодисменты поклонников…
Актера похоронили на Ваганьковском кладбище. Без камер и посторонних.