Получившая образование в США Ангелина Никонова, ярко дебютировала в 2011 году полнометражной картиной «Портрет в сумерках», созданной практически в соавторстве с Ольгой Дыховичной. Теперь она обратилась к автобиографической книге Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Интересно, что идея экранизации принадлежит начинающему кинопродюсеру Нателле Крапивиной, работавшей на телевидении и шоу-бизнесе, в частности со Светланой Лободой. Героев книги - кинокритиков Сергея и Карину Добротворских – она не знала. На «Кинотавре» они бывали, а после безвременной смерти Сергея на фестиваль приезжали его родителей, от которых скрывали истинную причину смерти сына. Зато теперь все покровы сняты: наркоман, бил красавицу-жену.
Опять на экране 90-е, как почти в каждом третьем фильме конкурса. Интеллектуальный Петербург. Сергей и Кира (Карина) любят друг друга, но она уходит к более обеспеченному человеку, в реальности - редактору отдела культуры газеты «Коммерсантъ» Алексею Тарханову, представленному в фильме в ореоле богатства, словно он – магнат (его сыграл Юрий Чурсин). Это, конечно, забавно. Все у Киры хорошо, как и в реальной лондонской жизни у Карины Добротворской. А Сергей от наркотиков и тоски умер на лавке. Спустя 17 лет Кира понимает, что счастье ушло вместе с ним.
Ничего общего с реальной средой того времени на экране нет и в помине. Это абсолютно искусственный мир, возможно, просто не сложившийся по незнанию. Продюсер картины Сабина Еремеева скажет: «Время – не герой нашего фильма. Мы все придумали, создавая свой мир». Авторов интересовали любовь и страсть, которых, увы, на экране нет. Непонятно, зачем им понадобились именно эти герои, если они до такой степени стертые и обезличенные.
Ангелине Никоновой за свою работу не стыдно: «Мы были вдохновлены книгой и не воссоздавали историю двух конкретных людей. Наш фильм о чувствах. Кто-то начнет искать себя на экране, и это будет неправильно. Все герои второго плана выдуманные. Когда мы выбрали эту тему, то прекрасно понимали, что обрекаем себя на сильные реакции. Мой режиссерский подход – оставаться максимально деликатной. Одна из претензий, которую я слышу в свой адрес: «Вот вы взяли реальных людей и хайпанули. Но мы же не использовали личности известных людей, чтобы привлечь к себе внимание. Хотя я не могу не учитывать чей-то боли и морально-этического аспекта».
На роль Сергея Добротворского пригласили артиста «Гоголь-центра» Александра Горчилина, который ничего не знал о своем герое, а в острой реакции на фильм увидел личную боль тех, кто был связан с прототипами фильма, цеховую солидарность, затмевающую разум. Киру сыграли Анна Чиповская и Виктория Исакова. Одной по роли – 25, другой – 40 лет. Ничего общего между ними нет, и зрителю предстоит принять или не принять такую условность. Ангелина Никонова хотела визуализировать разницу миров, потому и пригласила таких разных актрис на одну роль. По ее мнению, зрители поверят, что это одна и та же женщина.
Сценарий фильма «Трое» Анны Меликян изначально писался в расчете на Викторию Исакову и Константина Хабенского. Они и сыграли супругов, популярных людей - психолога и телеведущего, слегка уставших друг от друга. Герой Хабенского - наследник по прямой Макарова Олега Янковского из «Полетов во сне и наяву». Аналогий возникает много, вспоминаются Бузыкин из «Осеннего марафона», Зилов из «Утиной охоты». В жизни героя появляется женщина и поэт в облике Юлия Пересильд. Две женщины, два города – Москва и Петербург – этого достаточно для метаний. В фокусе – внутренний мир героев, социум режиссеру не так важен. «Любовный треугольник меня волновал давно. Вдохновение пришло от формы: в кадре - трое. Из формы возникла уже история», - рассказывает о своем замысле Анна Меликян.
Юлия Пересильд впервые оказалась в ее сплоченной команде: «Мне казалось, что я не вхожу в шорт-лист Анны Меликян. Мне казалось, что я сойду с ума от того, что все делаю не так. Мне же часто приходится играть в жестких картинах, а Аня подарила мне легкость».
Михаил Сегал, пожалуй, - один из самых самобытных режиссеров современного отечественного кино. У него незаурядный ум, и никогда не знаешь, чего ожидать. Его новая картина «Глубже!» выглядит как пародия на современную культуру, хотя сам он уверяет, что ничего подобного в голове не держал: «Это был стилистический вызов самому себе. В этом фильме о сексе вообще никто не думает. Кому он нужен? Нет ироничного высказывания по поводу классической культуры. Это маркетинговый ход героя : через порно дойти до глубины. У нас отличные культура и искусства, просто сюжет такой. Театральный режиссер ставит что-то умное и проникновенное, но реализоваться может только в роликах. Это кино о профессионализме и ответственности. Ставишь ли ты в Большом театре, снимаешь ли порноролик в Балашихе – делать это надо хорошо».
В главной роли «самого глубокого человека на Земле», театрального режиссера Романа Петровича, который ставит спектакль в «Самом главном театре страны», снялся Александр Паль. Слишком тщательно работает герой, а нужен кассовый продукт, и вот уже на смену ему приглашают хваткого коллегу Хачатряна в исполнении Антона Лапенко. В его образе многие увидели Константина Богомолова, который присутствовал на премьере «Глубже!» вместе с Ксенией Собчак. Поскольку есть сцены с полуобнаженными актерами, где особенно комичен Владимир Симонов (прекрасная актерская работа), а Роман Петрович появлялся в шапке, то кому-то это показалось пародией уже не на Богомолова, а на другого всем известного режиссера. Очень смешно прозвучала реплика: «А что русскому режиссеру бояться?». Михаил Сегал уверяет: «Не было прототипов».
Игорь Верник сыграл министра культуры. Возможно, Мединского. Тут уж дело в фантазии. Роль президента страны в очередной раз исполнил Игорь Угольников. Глава государства задается вопросом: не пора ли ему уходить. «Любое смелое высказывание - это не вопрос личной смелости и наглости, а вопрос того, что сделать, чтобы было услышанным» - считает Сегал. Фильм получился боевой и задорный, слегка распадающийся на фрагменты. Все-таки Сегал – мастер короткого рассказа.
Александр Паль - не любитель давать интервью. Он их просто избегает.
– Это скучно, - объясняет он «МК» и на ходу отвечает на пару коротких вопросов.
- У Михаила Сегала никогда не поймешь, когда он шутит, а когда серьезен. Вы понимали, чего он хочет?
- Я практически всегда понимал то, что он хочет. Он четко ставит задачу.
- Он же – писатель, и иногда такое ощущение, что он в плену своей литературы.
- Вам так показалось в этом фильме? Значит, есть какая-то доля правды в том, что вы говорите. Я – исполнитель, актер. Кажется ли мне, что он в плену? У Миши очень яркая форма, в которой он пишет, и она сама за себя говорит. Моего героя назначили художественным руководителем, чтобы он проводил национальную идею. Устоять и не скатиться в комедию в такой ситуации было тяжело.