За два десятилетия своей кинокарьеры Виталий Воробьев стал настоящим экспертом в военном жанре. Он снял «Противостояние», «Буду помнить», «Балладу о бомбере» и другие весьма успешные военно-исторические сериалы. Несмотря на то, что сам режиссер родился в семье офицера и с детства хорошо знаком с военной атрибутикой, изначально он мечтал о кино в жанре научной фантастике. А в студенчестве и вовсе снимал рок-видео: клипы на «Кудрявую» группы «Ва-Банкъ», «Я живу в Москве», совместного трека «Ва Банка» и IFK, хитов Гарика Сукачева «Напои меня водой» и «Скорый поезд» — его рук дело. Тем не менее, уже второй кинопроект режиссера базировался на сценарии о Великой Отечественной войне, и с тех пор Виталий возвращается к батальной теме довольно часто.
Сериал «Андреевский флаг» стал для режиссера своего рода вызовом. Главные герои картины — люди в форме, однако специфика проекта стала для Виталия выходом на новое поле.
«Раньше я снимал боевые истории со стрельбой, взрывами и все это было из серии ретро, про войну. Даже сериал «Десантура» тоже в чем-то исторический, потому что действие там происходит в 1991 году, — рассказал Виталий Воробьев в беседе с «МК». — Про наши дни я никогда не снимал и поначалу чувствовал себя в этом проекте не очень уверенно. К тому же здесь все-таки не столько приключения, сколько военная мелодрама, где всякие любовные перипетии. Мне проще про стрельбу и военные операции, где пот кровь, страх, героизм».
В качестве щедрой компенсации за перенос действий в непривычные декорации и мелодраматические линии сюжета режиссеру предоставили поистине уникальные локации для съемок. Большую часть сериала снимали в Калининграде на базе военно-морского флота, поэтому в кадре все настоящее: и корабли, и подводные лодки и даже боевые экипажи судов, на которые пустили съемочную группу.
«Это, конечно, величественно, масштабно. Хотя были и свои трудности, — вспоминает режиссер. — Все-таки мы работали на военном объекте, поэтому к нам были приставлены люди из спецотделов, которые следили за тем, чтобы в кадр не попало то, что нельзя снимать. Мы проходили досмотры, инструктажи. У нас был квадрокоптер для съемки панорам с высоты, но его запретили использовать, потому что он мог снять что-нибудь секретное. К тому же для работы нам выделили определенные дни и нужно было все успеть».
Если для сцен маневров подводных лодок и пусков торпед была использована компьютерная графика, то интерьеры субмарин снимали в естественных условиях. С одной стороны, это большой плюс, потому что в кадре все настоящее, но разместить в подводной лодке актеров, свет, камеры и других участников съемочной группы — задача, которая под силу разве что фокусникам. Впрочем, другого выхода у режиссера не было.
«Достоверный макет подводной лодки - это очень дорого, — говорит Виталий Воробьев. — Когда я только начинал свой путь в кино, то видел как Владимир Хотиненко снимал в первом павильоне «Мосфильма» свою картину «72 метра». У них была настоящая подводная лодка, которую распилили вдоль, поставили половину корабля в павильон и это являлось декорацией. Соответственно, оставался простор для движения камер и всего остального. Но у нас такого бюджета не было, поэтому пришлось потесниться, благо, современные камеры не требуют большого количества дополнительного светового оборудования».
Съемки мелодраматической линии сериала прошли в куда более комфортной обстановке и объединили на площадке актеров разных поколений. Морского адмирала на пенсии и его жену сыграли легенды советского и российского кино Анатолий Васильев и Елена Проклова. Роль сына героя Васильева, командира подводной лодки Сергея Чернобаевского, досталась Дмитрию Миллеру. Образ супруги подводника воплотила на экране Ольга Балашова. Наконец, их сына сыграл молодой актер Семен Шемес. Все они играли одну семью, однако подход к работе у них оказался совершенно разным.
«Со старшим поколением работать сложнее. С такими актерами нужно больше беседовать, втягивать в свое видение, что не всегда удается, потому как у них другая школа, свои представления о работе, которые трудно изменить. Если приглашаешь в фильм Де Ниро, то он Де Ниро и останется, будет работать в своей колее и вряд ли можно надеяться на его полное перевоплощение в роли. И с этим нужно считаться, — рассказывает режиссер сериала. — Проще всего с артистами среднего возраста, потому что они уже привыкли к работе в современном кино и мы сними разговариваем на одном языке. У молодежи есть определенная энергия и, даже если не хватает профессионального мастерства его можно компенсировать энтузиазмом. Это очень здорово. И у меня уже есть опыт работы с молодыми актерами. В свое время в моих фильмах снимались молодой Кирилл Плетнев, юные Лиза Арзамасова и Таня Арнтгольц.»
Съемки в живописных местах, какими, безусловно, являются окрестности Калининграда, не всегда доставляют большое удовольствие. Все-таки море настраивает на отдых, а не на работу в жестком графике. Впрочем, съемочной группе «Андреевского флага» погода в чем-то помогла.
«Расслабона не получилось, — с улыбкой вспоминает Виталий Воробьев. — Например, в одной из серий наш герой оказывается в африканской стране и идет по берегу океана. Это тоже снималось в Калининграде на песчаной косе. В кадре все замечательно: солнце, ветерок. Но на самом деле ветерок был пронизывающим, всюду летал песок, который попадал в глаза и уши. Так что ощущения курорта ни у кого не возникало. Хотелось поскорее куда-нибудь спрятаться».
Не обошлось на съемках и без кинокурьезов. На больших проектах бывает довольно трудно свести воедино графики всех актеров и иногда приходилось действовать «обманным» путем.
«В одной из кульминационных сцен схватки на рыболовецком корабле не смог принять участие актер Алексей Огурцов. Просто графики не совпали, — рассказывает режиссер. — Но нужно было работать и пришлось найти дублера, которого снимали со спины. А крупные планы Леши доснимали недели через две в совершенно в другом месте. Причем в эпизоде на корабле герой Огурцова взаимодействует с девушкой. И актриса, которая ее играла, на съемках была. В итоге она играла с дублером, а сам Алексей потом снимался уже с дублершей той актрисы. Но смонтировали, и теперь даже я не вижу, что там где снято. Вот такая режиссерская эквилибристика».