Есть все-таки подход к такому развернутому песнетворчеству, который позволяет и в наше время обращать на него внимание публики, — создание концептуальных пластинок, где либо все композиции, выстраиваясь в определенную форму, рассказывают одну историю, либо, как бусы, нанизаны на тонкую нить общей идеи, настроения или подхода к звучанию. Две свежие работы эстрадной певицы и хип-хоп-исполнителя — абсолютно разные по жанру и содержанию, но в каждой артистам удалось показать себя с новой стороны. Теперь стоит только запастись терпением и попкорном, ведь неизвестно, в какие дебри экспериментов их заведет еще. Успех предприятия может вдохновить и на дальнейшие подвиги.
Лолита. «Раневская»
Еще пару лет назад в Сети появился клип «На «Титанике». Теперь песня стала первой в новом альбоме, а клип был снят известным украинским режиссером Леонидом Колосовским. Его еще называют Лёнчик-миллиончик, потому что практически каждое видео автора набирает от миллиона и более просмотров. «Титанический» песенный и видеовыстрел Лолиты не стал исключением: моментальный статус хита и уже 16 млн просмотров. История вышла забавной и ироничной, что, впрочем, всегда было излюбленным фирменным почерком певицы: групповой сеанс психотерапии превращается чуть ли не в групповую оргию (по словам самой артистки), где все участники выпускают пар и избавляются от своих комплексов кто как может. Надо признать, что столь смелую идею удалось воплотить в рамках приличия, что придавало результату и особый шарм подтекстов, недосказанностей и забористых намеков. Публика оценила все это, песня стала фактически визитной карточкой Лолиты, а потом случился и новый «взрыв» — «Раневская», песня-исповедь, песня-памфлет, которая и дала название альбому. Драматичная, пронзительная, музыкально тонко сплетенная история, в черно-белом видео которой героиня ведет диалог со своим отражением. Перед зрителем она предстает крупным планом, то эффектно накрашенная, с пышной укладкой, то вообще без макияжа и прикрас, полностью открытая себе и миру в исповедальном, надломанном монологе. Эффект усиливается вставкой из «Lacrimosa» Моцарта в финале. Песню написал один из основателей группы «Винтаж» — композитор и продюсер Алексей Романов. Режиссер Тина Баркалая и оператор Серж Роман тоже имеют все основания поздравлять себя с успехом.
Хотя планка была поставлена высоко, другие песни на пластинке не уступают двум первым ласточкам. И философско-медитативная «Намисто (Ожерелье)» с припевом на украинском, и «Таксисты», где певица смакует игру слов вроде «недовольные таксисты не домой меня…», и изящно-романтичная «Ты мое море» с сочными гитарными партиями, и неожиданно-вызывающая «Чудо чудное» про то, как героиня «влюбилась в малолетку», исполненная на стилистической грани ресторанного шансона и наивных песен из старых советских фильмов в духе «У природы нет плохой погоды» (последняя аллюзия возникает в начале трека). Потанцевать можно под две версии «Целую», погрустить — под «Правде в глаза» и «Колыбельную» со звуками скрипок. Тот случай, когда альбом (первый за четыре последних года) получился цельным и фактурным, без песен «в проброс», став по-настоящему качественным поп-продуктом, где границы определения «поп» раздвигаются невероятно, практически до европейского понимания этого термина.
Noize MC. «Орфей & Эвридика»
Два года рэпер почти не появлялся на публике, по крайней мере не выдавал ничего нового. И, как оказалось, трудился над записью хип-хоп-оперы. Он признавался, что довольно долго мечтал написать крупную форму, но мощным мотиватором послужила яркая роль наркодилера в 3D‑мюзикле «Джульетта и Ромео» Януша Юзефовича, премьеру которого «ЗД» в 2014 году посетила в Питере. Само определение жанра не ново: в 1990‑е хип-хоп-операми на Западе назывались концептуальные рэп-альбомы. А в России первопроходцем, который вывел понятие на новый уровень, стал режиссер Юрий Квятковский, сделавший нашумевшую постановку «Копы в огне». Правда, эта история изначально создавалась как спектакль, а не музыкальный альбом. Что касается Нойза и выбора темы, он вспоминает, что, собственно, «Орфей и Эвридика» была первой рок-оперой в СССР, где по сюжету главный герой отправился на конкурс исполнителей, завоевал массовую популярность, в результате чего ему снесло крышу. Такое прочтение артисту показалось до сих пор актуальным. Он даже взял несколько сэмплов оттуда, переделав их до неузнаваемости, и превратил конкурс певцов в хип-хоп-баттл.
Орфей отправляется туда, побеждает в схватках с фаворитом прошлого года Прометеем, Спартаком, Нарциссом. Выбирает победителя Фортуна, в результате чего возлюбленный Эвридики подписывает контракт с большой шишкой шоу-бизнеса Аидом. Добрые и дурные вести слушатели узнают из программы «Фанфары Эллады» с ее ведущей Немезидой Пафос, Харон выступает в роли довольно жесткого парня, водителя, который тем не менее пытается помочь рэперу, когда его жена, обиженная им, ослепленным славой, пытается покончить с собой, бросается с обрыва и впадает в кому. Финала мифа автор не меняет. Он остается трагическим. Партию Орфея поет сам Иван, Эвридики — Лейла Магомедова, Спартака — ST, Нарцисса — Тимур Родригез. Лариса Кокоева играет роль Немезиды Пафос, а Maestro A‑Sid — Харона. Несмотря на смелость прочтения, все звучит абсолютно органично, кажется оправданным, и с каждым новым номером-треком, хотя большинство слушателей знает оригинальный сюжет, становится интереснее, что будет дальше, в том числе в музыкальном смысле. Помимо хлестких, отточенных словесно речитативов здесь есть лирические композиции, в основном принадлежащие Эвридике, мощные гитарные риффы, которые звучат в самые драматичные моменты, элементы соула, лаунжа. Первый и единственный показ этого любопытного произведения на сцене состоялся в 2016‑м, но, по словам Noize MC, сценическая и студийная история — две абсолютно разные вещи.