Российскую команду возглавляют три «тренера» — мэтры нашего современного искусства: концептуалист Дмитрий Гутов и звездный дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Последние остаются верны своей манере, соединяя реалистическую технику и монументальный размах с лучезарным оптимизмом советской официальной живописи. В своей ироничной интерпретации они загоняют на поле вместе с футболистом короля всех зверей льва и собачку, намекая на не вполне очевидную метафору.
Гутов же предстает в нетипичной для себя технике фотографии. Пожилые люди, демонстрирующие в шести снимках всю палитру чувств истинных футболистов, самозабвенно борются за мяч в чистом поле. На такую мимику способны только настоящие актеры, кем и являются герои. А еще они — родители художника. И это чувствуется по теплоте, которая исходит от фотографий.
Ядро нашей сборной, как положено, составляют художники младшего поколения. Иван Плющ, вошедший в семерку самых перспективных молодых российских авторов по версии Forbes, был когда-то игроком петербургского клуба «Зенит». Его растекающиеся на холстах объекты по драматизму отсылают если не к апокалипсису, то точно к тщетности бытия. Другое дело — жизнерадостная Ольга Солдатова. Из ее полотен, сотканных из бисера, смальты и камня, словно вырываются абсолютно натуральные и переполненные жизнью футболисты. Редкий пример эффектного обращения к эстетике советских плакатов.
В составе ведомой голландцем Барри Пировано (интригующая серия обезличенных портретов игроков, где можно распознать их только по движениям или поступкам, которыми они вошли в историю мирового футбола) международной команды — участники всевозможных биеннале. Испанию представляет Антони Мунтадас с неожиданным видеоартом, представляющий футбол таким, каким вы его точно не видели до этого момента. Германию — архитектор и светодизайнер Карстен Винкельс, автор подсветки олимпийского Пекина и московских высоток, — он как раз и воссоздал на этой выставке футбольное поле. Бразилию — Маркос Марин, проживающий в Монако; он привез свои скульптурные портреты Бекхэма, Пеле и Роналду в стиле поп-арта.
Голландец Матиу Кломп со скульптурами безутешных игроков неоново-синего цвета превращает полиэтилен в новый инструмент творческого самовыражения. Его провокационные и слегка шокирующие футболисты производят впечатление ненаигранной эмоциональностью. Один рвет на себе волосы от того, что пропустил мяч, пока другой в прыжке забивает гол, а третий в изумлении валяется на земле, как будто его огрели мячом по голове…
Кто тут побеждает или проигрывает — неважно. Главное — зрители при таком зрелищном раскладе, как после любого бойкого футбольного матча, остаются в выигрыше.