Вечер был исполинский по продолжительности (шел более 4 часов и закончился после 23.00), количеству номеров (в каждом отделении по 10 номеров) и приглашенных участников, да и составлен был таким образом, что если бы не надпись в программке, догадаться, кому он был посвящен, было бы весьма проблематично. На сцене царила беспорядочная эклектика.
Понятно, что из произведений одного Петипа современный гала-концерт состряпать вряд ли бы удалось. Зрелище было бы малоинтересное и скучноватое. В конце концов, артисты приносят здесь маэстро свои дары — концертные приношения. Тем не менее такой вечер должен быть хорошо продуман и логичен. Беда в том, что никакой продуманности и логики в подборе номеров в гала-концерте, режиссером которого выступил Махар Вазиев, не наблюдалось.
Па-де-де Принцессы Флорины и Голубой Птицы из балета Петипа «Спящая красавица» здесь соседствовало с дуэтом Марго (Фонтейн) и Нуреева из балета Юрия Посохова «Нуреев» и продолжительным «летящим поцелуем» из балета Прельжокажа «Парк». Дуэт Татьяны и Онегина из балета Джона Крэнко с белым адажио из «Лебединого озера» в хореографии Льва Иванова и суперсовременным номером модного хореографа-марокканца Сиди Ларби Шеркауи… Хореография Ролана Пети здесь смешивалась с хореографией Нуреева, современные английские хореографы Уилдо и Малифант — с классиком советских времен Василием Вайноненом…
Исполнительский состав был при этом очень недурен, хотя не обошлось без проколов. В частности, неудачи преследовали солистов Большого Маргариту Шрайнер и Игоря Цвирко в па-де-де из балета «Пламя Парижа». А вот другие представители этого театра — Артем Овчаренко и Кристина Кретова — показали, что и вынутый из контекста спектакля «Нуреев» дуэт Марго и Нуреева довольно интересен с хореографической точки зрения, и, стало быть, хореография Юрия Посохова в этом балете имеет не только прикладное по отношению к режиссуре Кирилла Серебренникова, но и чисто художественное значение.
Самым большим и долгожданным подарком для балетоманов стал на этом гала-выступлении дуэт Натальи Осиповой и Владимира Шклярова из балета Макмиллана «Манон». Артисты, произведшие месяц назад в этом балете фурор в Лондоне, повторили успех и в Москве. Дуэт был наполнен зашкаливающей эмоциональностью, тонкой психологической прорисовкой характеров и техникой высочайшего уровня.
Легендарная Люсия Лакарра, приехавшая на концерт уже в должности директора мадридской трупы Виктора Ульяте вместе со своим потрясающем партнером Марлоном Дино, не только завораживала в белом адажио из балета «Лебединое озеро» — пара выступила и в фантастическом по красоте современном номере. В который раз можно было только удивляться изумительной пластике этой балерины в уже виденной в Москве «Закрученной спирали» Рассела Малифанта.
Не менее сильное впечатление оставили и еще два дуэта, причем также в исполнении культовых балерин. Один на музыку Рихарда Вагнера из балета «Тристан и Изольда» в хореографии Кшиштофа Пастера — его проникновенно станцевала Светлана Захарова; другой на музыку Арво Пярта — здесь в хореографии Уилдона перед публикой предстала Алессандра Ферри и ее мужественно-романтичный партнер Марсело Гомес.
При этом почти все перечисленные замечательные номера никакого отношения к Петипа, конечно, не имели. Собственно, только па-де-де Принцессы Авроры и Принца Дезире, показанное в изящном и стилистически точном исполнении питерских звезд Олеси Новиковой и Леонида Сарафанова, можно было как-то условно привязать к заявленному мероприятию, потому что было оно из реконструированного в 1999 году в Мариинском театре Сергеем Вихаревым балета Мариуса Петипа «Спящая красавица». Па-де-де в редакции Вихарева отличается от принятого в советских редакциях совсем небольшими нюансами, и здесь разве что костюм Принцессы Авроры напоминает тот, который был в балете Петипа.
Хореография Петипа, исполняемая современными артистами, принадлежит не столько самому Петипа, сколько некоему коллективному автору. Дело в том, что из-за вмешательства редакторов его балеты (и у нас, и за рубежом) обросли многочисленными напластованиями и изменились до неузнаваемости. Первоначальный облик некоторых из них (например, «Спящей красавицы», а затем «Баядерки» и «Раймонды») по записям Николая Сергеева (сделанных по методу нотации Степанова и хранящихся в архиве Гарвардского университета), Вихарев и пытался восстановить. Восстановление это вызвало немало споров в балетной среде и разделило балетный мир на две половины. Одни отказывались признавать изменения аутентичными, другие стали его сторонниками. Как бы то ни было, именно этот решительный поступок балетмейстера дал новое направление в развитии современного хореографического искусства.
Справедливости ради следует сказать, что убедительная концепция, как отметить 200-летие русско-французского классика, у руководителя балета Большого Махара Вазиева все же была: помимо гала-концерта им предполагалось совместить в одном вечере реставрации балетов Петипа от трех виднейших реконструкторов его наследия — Сергея Вихарева, Юрия Бурлаки и Алексея Ратманского. Но в связи со скоропостижной кончиной Сергея Вихарева, произошедшей вскоре после объявления предстоящих планов (а в эти дни исполняется ровно год со дня его смерти), идея эта не была реализована. Так что пришлось довольствоваться таким гала-концертом, главной ценностью которого оказались выступавшие в нем артисты.