Справа от входа в ЦДХ непривычная коробка, расписанная граффити. Жаль, не живой слон, как на одной из его выставок. Но Бэнкси никогда не повторяется. А может, повторяется? Мы ведь его не знаем. Он может быть где и кем угодно, например, маляром на выставке. Почему нет, ведь он был даже вратарем футбольной команды в Мексике. В 2001 году он играл за Eastern Cowboys and Cowgirls против бойцов Сапатистской армии национального освобождения. Вдохновленный молодыми революционерами и их борьбой за свободу, Banksy расписал там не одну стену и оставил несколько фирменных трафаретных рисунков.
По одной из версий, псевдоним Banksy принадлежит Робину Каннингему, выпускнику Бристольской публичной школы, по другой — под ним скрывается Роберт Дель Ная, британский музыкант. Вторая версия больше похоже на правду.
Архитектура экспозиции — черные лабиринты, которые напоминают коридоры мегаполиса. Сотня экспонатов: 3D‑объекты, редкие принты. Фотографии и, самое главное, — куски бетонных стен, в том числе с изображением крысы гигантского размера. Это фирменный знак Бэнкси, который уравновесил слова «искусство» и «крыса», разглядев в art анаграмму rat.
Принцип Бэнкси — помещать привычные вещи в необычный контекст, позволяя разглядеть их глубину. Вообще, он крайне парадоксальный и хулиганистый парень. Вот, к примеру, на выставке его фейковые банкноты номиналом 10 фунтов стерлингов. Только вместо королевы Елизаветы — покойная принцесса Диана, а вместо надписи Bank of England (Банк Англии) — Banksy of England (Бэнкси Англии).
А теперь несколько любопытных фактов о Бэнкси, которые помогут лучше его узнать.
Бэнкси лгал маме, говорил, что работает… маляром. Так он отвечал на расспросы о том, почему его одежда всегда испачкана краской.
Из-за граффити Бэнкси один мужчина потерял жилье. Однажды художник расписал водяную цистерну в Лос-Анджелесе словами «this looks a bit like an elephant» («это немного похоже на слона»). Как оказалось, в ней жил бездомный по имени Тачова Ковингтон. Мало того что безобидная на первый взгляд выходка Бэнкси привлекла много внимания со стороны его фанатов, в конечном счете это сподвигло коллекционеров произведений искусства купить цистерну, а ее житель остался на улице. Узнав об этом, Бэнкси обеспечил мужчину деньгами для аренды жилья на год. Позднее в интервью The Independent Ковингтон рассказал: «На свете нет человека лучше Бэнкси... Он стал моим ангелом. Он помог мне больше, чем кто-либо, за всю мою жизнь».
В 2009 году за выставку в Бристольском городском музее Бэнкси получил… 1 фунт стерлингов. Городские власти считают это своим лучшим вложением. «Это лучший фунт, который мы когда-либо потратили», — сказал Саймон Кук (Simon Cook), заместитель главы Бристольского муниципалитета. Еще бы, экспозиция принесла местной экономике десятки миллионов фунтов.
Бэнкси был номинирован на «Оскар». В 2011 году Американская киноакадемия номинировала фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку» на премию в категории «Лучший документальный полнометражный фильм». Кино впервые был показано на Cans Festival задолго до мировой премьеры, а попасть на показ можно было только по приглашениям.
Бэнкси считает свой коммерческий успех провалом. В интервью The Village Voice художник заявил: «…Коммерческий успех — это признак неудачи для художника граффити. Нас не должны воспринимать таким образом. Когда смотришь на то, как общество вознаграждает не тех людей, трудно не рассматривать финансовое возмещение в качестве отличительного знака корыстного бездаря».