Президентом фестиваля многие годы был писатель Даниил Гранин. Потом его на год сменила Светлана Крючкова. Теперь она участвовала в вечере, посвященном 95-летию со дня рождения композитора Исаака Шварца, написавшего музыку к «Балтийскому небу» Венгерова по роману Чуковского, «Братьям Карамазовым» Пырьева по Достоевскому, «Станционному смотрителю» Соловьева по Пушкину, «Соломенной шляпке» недавно ушедшего Леонида Квинихидзе по водевилям Лабиша и Марк-Мишеля.
Шварц жил недалеко от Гатчины, в Сиверской, постоянно приезжал на фестиваль. Теперь его супруга Антонина организовала в их доме музей. Она тоже приехала на концерт, который организовал пианист Алексей Гориболь. Крючкова исполнила песни из «Рабочего поселка» на стихи Геннадия Шпаликова, романс из «Звезды пленительного счастья» Мотыля, напомнила о музыке Шварца из «Белого солнца пустыни» на стихи Окуджавы - «Ваше благородие, госпожа удача». «Это же не поп-музыка. Она непростая. Но как люди ее слушают!» – говорит актриса. Выступает она с сыном – гитаристом Александром Крючковым и молодым баянистом Сергеем Годоваловым.
А началось все в 2006 году, когда Саша только начал учиться игре на гитаре. «Он вынужден был мне помогать. 12 лет назад я ему сказала: «Одна зал не потяну» - вспоминает актриса. – Сын выбрал музыку, которая ложилась под те или иные стихи. Когда мы начали готовиться к вечеру композитора Андрея Петрова, позвонила его дочь Оля и попросила исполнить песню из «Старых кляч» не только под гитару, но и баян. Так, как это было в фильме Рязанова. Но откуда у меня баян? Саша пригласил Сережу Годовалова. И теперь мы очень хорошо друг друга чувствуем. Теперь Саша учится в консерватории в Брюсселе. Он - инструменталист, гитарист, закончил на отлично бакалавриат. Сейчас учится в магистратуре. Когда его нет, со мной выступает его товарищ. А когда сын приезжает на каникулы, мы выступали с двумя гитарами. Недавно я даже взяла в руки маракасы и тамбурин. Мы сделали программу к 80-летию со дня рождения Геннадия Шпаликова - 10 песен и живая музыка. Все знают «А я иду, шагаю по Москве», а кто написал – нет. Не знают, что строки «Людей теряют только раз» и «Никогда не возвращайся в прежние места» тоже принадлежат Шпаликову. А сколько хулиганского он написал! Глубокий, интереснейший человек. Стараюсь петь под живую музыку, все фонограммы убрала. У меня 22 июня – день рождения, а 23-го – у Анны Ахматовой. Накануне дадим в Петербурге «деньрожденческий» концерт. В 2018 году много юбиляров. Исполняется 140 лет Раисе Адамовне Кудашевой, написавшей стихи «В лесу родилась ёлочка». Готовим «Невест Козьмы Пруткова», которому будет 215. Много выступаем не только здесь, но и в других странах». В кино Крючкова не снимается, отказывается от предложений, говорит, что такой плевок в вечность ей не нужен: «Мне предложили сценарий, целиком состоящий из мата. Зачем мне это надо? Я занимаюсь русской поэзией. У меня серьезные поэтические программы. Надо помогать людям, чтобы они не забывали свою культуру».
Тут Крючкова начинает задорно читать Маршака: «Кто стучится в дверь ко мне/ С толстой сумкой на ремне…Это он,/ это он, /Ленинградский почтальон». Она записала Чуковского, Маршака, Хармса, Агнию Барто своим маленьким внукам – детям старшего сына Дмитрия, давно живущего во Франции. «Они по-русски говорят, - рассказывает Светлана Крючкова. – Внучка еще маленькая, но разговаривает по-русски и по-французски. А мальчик много стихов на русском языке знает. Ему почти семь лет было, когда он приехал в Россию. Это было в феврале. Мы пришли в Лицей, где он увидел портреты и сказал: «Это - Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер». Все, кто слышал, чуть не упал. Сегодня и русские дети ничего этого не знают. Ими же няньки занимаются, а должны мамы и папы. Мой внук хорошо говорит по-русски, а все потому что слушает русскую литературу. И девочка будет такая же. Мой младший сын Саша – их любимый дядя. Они друг друга обожают».
Александр Крючков рассказал «МК», что сам выбрал Брюссель и не ошибся. Его мастер – англичанка. И на курсе – ребята не только из Европы, со всего мира. Это расширяет возможности. Да и система обучения отличается от российской. Открываются большие возможности для дальнейшей реализации. Уже сейчас у него есть интересные предложения.
На вечере выступал композитор и член жюри Евгений Дога, хорошо знавший Исаака Шварца. Накануне он сам сел за рояль и исполнил свои знаменитые произведения. Дога написал музыку более, чем к 200 картинам. Его вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» по «Драме на охоте» Чехова входит в музыкальный топ из 200 произведений, наряду с Вивальди. «В последние годы я не пишу для кино, - рассказал нам Евгений Дога. – Пишу романсы, инструментальную музыку. Столько еще не сделано в академическом жанре! Современная музыка в кино – с запахом шашлыка. Она поверхностная».
Дога – чудак. Увидел изуродованный рисунками подъезд – повесил объявление, пригласив желающих заниматься музыкой у себя дома. Лишь бы стены не портили. Очередь выстроилась из их родителей. «Когда я заканчивал консерваторию в первый раз по классу виолончели, у меня парализовало левую руку. Она висела и до сих пор «хромает». Потом сломал правую руку, наверное, для равновесия. Когда уже я перестану мучить фортепиано? Я занимаюсь еще всякой ерундой. Написал шесть книг, две из них для детей. Одна – про кота Амура. Ее издали в Бухаресте. В Румынии меня любят, выпустили на дисках целое собрание моей музыки. Вторая книжка - про собачку Джой. Пишу про своих домашних животных. Вот у кого можно учиться по-настоящему любить» - рассказал Евгений Дога. А вот друзей у него нет: «Сегодня это кто? С кем ты пошел пиво пить или постучать в нарды. У меня на это времени нет. Мы даже с режиссером Эмилем Лотяну не были друзьями, вместе занимались только творчеством. Пиво не пили».