Конечно, даже на Лазурном Берегу, где все до умопомрачения пунктуально и даже пятиминутная задержка сеанса приравнивается к ЧП, случаются исключения из правил. К примеру, Александр Сокуров, несколько лет назад предъявивший главному мировому киносмотру жесткие претензии, не приехал на премьеру своей картины. В фестивальном дворце и пресс-центре вывесили объявления о том, что он заболел. Удивительно, но тогда он находился на Кавказе, на фестивале «Золотой витязь» у Николая Бурляева.
Ситуация Кирилла Серебренникова позаковыристей. Будет ли принято решение на государственном уровне о его личном участии в фестивале и хотя бы временном освобождении из-под домашнего ареста — вопрос, на который, наверное, пока ответить не может никто. Генеральный представитель фестиваля Тьерри Фремо, определяющий его арт-стратегию, представляя «Лето», заметил, что это фильм об истории рока эпохи Брежнева. Он заявил: «Канны всегда были местом свободы и свободы творчества в частности. Мы приглашаем господина Серебренникова лично представить свой фильм».
В основе «Лета» — история взаимоотношений Виктора Цоя (его сыграл южнокорейский актер Тео Ю) с музыкантом Майком Науменко (Рома Зверь), который еще только собирает группу «Зоопарк», и его женой Натальей (Ирина Старшенбаум). События происходят в 1981 году в Ленинграде.
Молодой и амбициозный продюсер «Лета» Илья Стюарт, выросший и до недавних пор живший в Австралии, прокомментировал ситуацию: «Мы очень гордимся тем, что наша картина попала в основной конкурс одного из самых значимых киносмотров в мире. На мой взгляд, это доказательство того, что Кирилл Серебренников — режиссер мирового уровня, и в целом это большая победа российского кинематографа».
В 2015 году с фильмом «Ученик» Серебренников участвовал во втором по значимости каннском конкурсе — «Особый взгляд». Собственно, после этой картины и пошла волна, которая привела к той ситуации, в какой он теперь находится. «Ученик» был отмечен премией Франсуа Шале — ныне покойного французского журналиста, отличавшегося смелостью высказываний. Его вдова вручает эту награду за умение без оглядки показать срез современности.
Фремо и президент фестиваля Пьер Лескюр рассказали о том, что в конкурсе участвуют со своими фильмами классик французского кино Жан-Люк Годар, итальянский режиссер Маттео Гарроне, Ли Чан Дон из Южной Кореи, живущий в Великобритании поляк Павел Павликовский, американец Спайк Ли, китайский режиссер Цзя Джанкэ, иранец Асгар Фархади. Надеются на приезд, хотя надежда призрачная, еще одного иранского режиссера — опального Джафара Панахи с картиной «Три лица». С 2010 года, когда его обвинили в антиправительственной деятельности, он стал невыездным. Ему запрещено снимать кино до 2030 года. Но он продолжает свое дело, даже находясь под домашним арестом, снимает в машине, в пределах комнаты, а потом переправляет за пределы Ирана. Однажды фильм вывезли на флешке, спрятанной в торте. Каннский фестиваль направит официальное письмо руководству Ирана с просьбой о приезде Панахи в Канны. Кирилл Серебренников тоже монтировал свой фильм дома.
Жюри главного конкурса возглавит австралийская актриса Кейт Бланшет, давно ставшая голливудской звездой с репутацией интеллектуалки.
Участие «Лета» не единственная наша радость. В короткометражном конкурсе представлена картина «Календарь» Игоря Поплаухина. Он не только режиссер, но и преподаватель Московской школы нового кино, выпускник факультета журналистики МГУ и Московской школы нового кино. Игорь активно работал на радио и в рекламе. Помимо «Календаря» снял короткометражки «22» и «Асфальт».