"Матроскин Табакова не менее важен, чем Гамлет Смоктуновского"

Режиссер Мария Муат рассказала, как Олег Павлович озвучивал мультфильмы

На следующий день после ухода Олега Табакова в Суздале начал работу 23‑й Открытый российский фестиваль анимационного кино — главный слет наших мультипликаторов. Олег Павлович любил и умел работать с ними. Поэт и актер Вадим Жук на церемонии открытия произнес слова, которые, возможно, кому-то и не понравятся, но с ними не поспоришь: «Это один из самых удивительных голосов нашей анимации. Кот Матроскин Табакова не менее важен, чем Гамлет Смоктуновского, а уж почитателей у Матроскина куда больше».

Режиссер Мария Муат рассказала, как Олег Павлович озвучивал мультфильмы
Кадр из мультфильма «Девочка Люся и дедушка Крылов».

Олег Табаков говорил не только за знаменитого ныне героя из цикла о Простоквашине. С Марией Муат он поработал на трех ее анимационных картинах по русской классике: «Желтухин» — по мотивам одноименного рассказа Алексея Толстого; «Девочка Люся и дедушка Крылов» — по сказке Саши Черного; «Он и она» по «Старосветским помещикам» Николая Гоголя. Мария Муат рассказала «МК» о том, как это было.

— С чего началась история вашего знакомства? Как пришла мысль пригласить Олега Табакова?

— Впервые мы работали на «Желтухине» в 2001 году. Режиссер анимационного кино Наталья Орлова и ее муж и продюсер Тенгиз Семенов состояли в родстве с Табаковым. Их дочь, актриса Катя Семенова, была тогда замужем за сыном Олега Павловича, Антоном Табаковым. Они и договаривались, и Олег Табаков им не отказал. Мне пришла в голову шаловливая мысль, что вся их семья должна озвучить наш фильм. Если вы посмотрите титры, то увидите там имена Олега Павловича, Антона и Кати, а также их сына Никиты, которому тогда лет десять было. Он говорил за Никиту. Катя была мамой, Антон — папой. А Олег Павлович говорил от автора. Ему надо было прочитать текст мягко и ласково, что он и сделал. Олег Павлович всегда просил привезти сценарий в театр. Я сначала думала, что это он так, чисто профилактически, в воспитательных целях требует от режиссера мультипликации. Но потом убедилась, что он не просто читает сценарии, но еще и размечает. Когда приходил на запись, свою роль прекрасно знал, был абсолютно готов к работе. Не позволял себе никакого фокусничества, фанаберии, никогда не вел себя как великий артист. Он выслушивал все, что я ему говорила, мог соглашаться или нет, но всегда обсуждал. Нужны дубли — ради бога.

Кадр из мультфильма «Он и она».

— Голоса отца и сына оказались похожими?

— В какой-то степени, как это бывает в семье. У них интонации похожи, но голоса разные. После того как мы познакомились, я уже сама позвонила Олегу Павловичу и пригласила его на картину «Девочка Люся и дедушка Крылов». Он работал там в паре с Полиной Кутеповой. Полина была Люсей, которая любила басни Крылова, а Олег Павлович — Иваном Андреевичем Крыловым. Для меня эта работа стала совершеннейшим счастьем. Они самозаводящиеся актеры, зажигающиеся от партнера. Казалось, что они чувствовали друг друга кожей, стоя через перегородку, и это в записи слышно.

— Олег Павлович интересовался, с кем ему предстоит работать?

— Может быть, и спрашивал, но не было никакого предварительного допроса. У него были чудесные отношения с театром Петра Фоменко. В третий раз мы с ним встретились на фильме «Он и она» по «Старосветским помещикам» Гоголя. Олег Табаков был Афанасием Ивановичем, а Людмила Аринина — Пульхерией Ивановной. Свести мне их так и не удалось: то он был занят, то она. Пришлось записывать в разные дни, первой — Людмилу Аринину. Когда Олег Павлович приехал, я дала ему послушать то, что получилось. У него было много текста, и я пометила, когда говорит он, когда она, чтобы легче было читать. На это Табаков сказал: «Деточка моя, я родился в 1935 году. У меня все помечено». И показал свой экземпляр, где были указаны все интонации, где вверх, где вниз. На запись пришел подготовленный на сто процентов великий артист. В процессе работы говорю: «Олег Павлович, здесь перепишем. Матроскин полез». — «Да? Извините! Давайте перепишем», — ответил он. Не обиделся.

— Какими качествами должен обладать актер в анимационном кино? И чем был так хорош для него Табаков?

— Когда говорит хороший актер, это придает персонажу дополнительный объем. А мультипликатор и куклу ведет по-другому. Мы ведь сначала записываем актеров, потом слушаем, сколько звучит каждое слово. Мультипликатор должен знать, как долго держать открытым или закрытым рот персонажа. Я обычно приношу актерам эскизы. Если готовы куклы, то показываю их, чтобы они видели, кого изображают. Если что-то не так — не те интонации, темп, — делаем несколько дублей. По полгода работаем с голосом. Иногда столько нюансов и подтекста находим, что потом передается кукле на экране. При условии, что это сделано таким мастером, как Табаков.

— Если заранее было известно, что герой будет говорить голосом Табакова, то менялся и визуальный образ?

— Дедушку Крылова мы с художником Мариной Курчевской сделали немного, очень неназойливо на него похожим. Поскольку мечтали, что его озвучит Табаков. Но сам он не заметил сходства.

— В чем был его интерес?

— Может быть, ему просто нравилась анимация. Денег больших он за это не получал. Никакого меркантильного интереса не могло быть.

— А почему Матроскин стал таким популярным персонажем?

— Конечно, там очень смешные и современные на тот период реплики Эдуарда Успенского, которые нравились детям и взрослым. А Олег Павлович своим голосом, тембром и интонациями придал такое обаяние герою! Если бы это делал другой актер, то еще неизвестно, стал ли бы кот Матроскин так популярен. Олег Табаков нашел пластичность, характерность голоса. Как-то я работала с известным артистом и попросила кое-что изменить. В ответ услышала: «Если вам не нравится мой голос, то нечего было приглашать». Работа у микрофона — специфическая вещь. Одно дело говорить на сцене или в кино, и совсем другое, когда никаких выразительных средств, кроме голоса, нет. Если голос пластичный, есть слух и ироничное нутро, в том числе и по отношению к самому себе, то все получится.

Табаков был такой мастер, мог что угодно изобразить. Какие он паузы делал, с какой легкостью переходил из одного состояния в другое! Артист от бога. Я ему очень признательна за то, что он согласился со мной поработать. Мои фильмы с его участием и звучат по-особенному.

Зудина, Путин, Машков на прощании с Олегом Табаковым: скорбные кадры

Зудина, Путин, Машков на прощании с Олегом Табаковым: скорбные кадры

Смотрите фотогалерею по теме

Читайте репортаж с прощания с Олегом Табаковым.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27637 от 16 марта 2018

Заголовок в газете: Матроскин стал важен не менее Гамлета

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру