«Геликон» взрывает шаблон

В оперном театре начинаются тематические «ассамблеи» — детские и джазовые

В минувшие выходные в «Геликон-опере» стартовали сразу два творческих проекта: один для детей, другой для взрослых. Впрочем, разделение весьма условное, поскольку на первом дети работают как взрослые профессионалы, а взрослые на втором проявляют детскую открытость.

В оперном театре начинаются тематические «ассамблеи» — детские и джазовые
Эрик Мирзоян, кларнет и Софья Меньшикова, фортепиано. Фото: Ирина Шымчак

Ассамблея #PRODIGY.kids — по сути, стартап для юных музыкантов, он проходит в зале «Покровский». Среди них учащиеся лучших музыкальных школ Москвы, лауреаты известных конкурсов. Надо сказать, что поддержка молодых музыкантов — традиция «Геликона», в исторических стенах которого молодые таланты всегда находили поддержку. Так, владелица особняка, в котором расположен театр, княгиня Евгения Федоровна Глебова-Стрешнева-Шаховская после путешествия по Англии, узнав об организации летних детских лагерей, у себя в имении Покровское-Стрешнево организовала точно такие же лагеря для талантливых детей в возрасте от 9 до 17 лет. Жизнь там была особенной: их кормили продуктами, выращенными неподалеку, меню составляли исключительно доктора, смена длилась 21 день. Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, и обязательно два часа в день посвящалось урокам. По выходным дням княгиня устраивала чаепития с родителями своих талантливых воспитанников.

— В свое время Петр I ввел на Руси ассамблеи, — говорит, открывая проект, заведующая музеем «Геликон-оперы» Анна Грибкова-Тхостова. — У нас отныне тоже будут ассамблеи. И я представляю первых музыкантов — детский хор Мерзляковского училища.

Очень интересно наблюдать, как поют учащиеся младших классов: они артистично проигрывают каждую ноту, и в этот момент особенно проявляется индивидуальность каждого. Ну а после них выступают потрясающие музыканты — Эрик Мирзоян, 15 лет (кларнет), и Софья Меньшикова, 16 лет (фортепиано). Их дуэт сложился недавно, ребята играют виртуозно сложнейшие произведения вместе и по отдельности.

В паузах они рассказывают о себе, зрители задают вопросы.

— Я так хотел поступить в музыкальную школу, где учился мой старший брат, а меня не брали, — признается Эрик, худенький, стройный, с кларнетом, подаренным ему Владимиром Спиваковым после того, как он в 10 лет победил на конкурсе «Щелкунчик». — Тогда мама попросила: «Возьмите его хоть куда-нибудь», а учительница ответила ей: «Пусть пойдет на сольфеджио, у него быстро пропадет интерес к музыке». Я пошел, и мне так понравилось, до сих пор сольфеджио — любимый предмет.

Уже сейчас видны перспективы этих музыкантов. Они необычные, заточенные на своей страсти, но при этом открытые, свободные. Когда-нибудь в своих биографиях они напишут, что ассамблеи #PRODIGY.kids сыграли в их жизни важную роль. На ближайших встречах проекта публике будут представлены другие вундеркинды — «Братья Бессоновы»: Иван, 15 лет (фортепиано); Данила, 12 лет (скрипка); Никита, 10 лет (скрипка). Чуть позже — Ева Геворгян, 13 лет (фортепиано), Даниил Сердюков, 16 лет (кларнет), Александра Довгань, 10 лет (фортепиано).

#Jazzкафе — еще один взрывной проект «Геликона», так же в каком-то смысле отдающий дань традиции: ведь еще в 80-е здесь, на Большой Никитской, располагался один из первых джазовых клубов в СССР, собирая под свой кров весь цвет джазовой молодежи. Об этом как раз и вспоминает худрук «Геликона» Дмитрий Бертман:

— Как необычно — оперный театр, а такое расширение рамок — что талантливые дети, что джазовые вечера!..

— В XXI веке любой театр становится не просто местом, где играются спектакли, — это прежде всего важный общекультурный центр, где проходят совершенно разные вещи и для разной публики. Надо дать возможность зрителю органично переходить с одного жанра на другой. Что до джаза — это искусство вообще самое близкое и к опере, и к классической музыке в целом. И как может быть иначе — такая живая музыка, озаренная творчеством выдающихся джазовых исполнителей.

— Плюс исторический момент...

— Ну конечно: ведь когда здесь был легендарный Дом медика, и в его стенах обосновался первый джаз-клуб в Советском Союзе, тут и Гаранян играл, и другие классные музыканты. И мне было очень важно эту традицию восстановить. Очень надеюсь, что наш проект будет активно работать, скажем, в ночное время. Ну и, конечно, не менее важно — это уже касается детского проекта — дать возможность юным талантам чаще выходить на сцену, чтобы зритель мог с ними активнее знакомиться. Ведь эти вундеркинды — это будущее нашей страны. И так здорово, если в их жизни сыграет какую-то заметную роль «Геликон-опера».

...Стоит лишь отметить, что в первом джазовом вечере «Геликона» выступили мастера джазовых импровизаций «Элик-трио» вместе с солисткой «Геликона» Марией Масхулия. Помимо вкусных джазовых стандартов артисты исполнили на бис шедевры классической музыки в джазовом стиле. Кстати, среди гостей была и грузинская певица Тамта Цхвитава, которая примет участие в проекте 25 марта...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру