Мы созвонились накануне юбилея и поговорили «на дорожку». Через несколько часов Александр Сергеевич должен был ехать в аэропорт.
— Разыскивала номер вашего мобильного телефона, звонила в Театр им. Моссовета, а там сказали: у Пашутина мобильника нет. Принципиально?
— У меня его действительно долго не было, но сейчас уже есть. Друг мне его подарил. Теперь без мобильного уже нельзя.
— Настроение боевое?
— Настроение у меня хорошее. Работа есть. Снялся недавно в гениальной картине Юрия Грымова «Три сестры». Преподаю в институте театрального искусства под управлением Иосифа Кобзона актерское мастерство. Чувствую себя хорошо, играю в теннис.
— Вы ведь теперь не очень интенсивно снимаетесь, в одной-двух картинах в год?
— Ну как это не интенсивно? Недавно прошла многосерийная картина «Позднее раскаяние», где у меня одна из главных ролей. К моему герою приходит делать массаж женщина. Он в нее влюбляется. А потом выясняется, что она убийца. Прошла картина «Следователь Тихонов». В честь моего юбилея покажут мою любимую картину «Парад планет» Вадима Абдрашитова. А ради такой роли, как у Юры Грымова, мне десять других не нужны. Великая картина, на мой взгляд. Роль у меня интересная. Все хвалят. Я постоянно снимаюсь, и, честно сказать, даже забываю иногда названия картин и имена молодых режиссеров. Хорошо знаю старшее поколение кинематографистов. Скоро начнутся съемки многосерийного эпического проекта «Борис Годунов» на «Мосфильме», уже шьют костюмы. У меня там роль Дмитрия Нагого.
— Но из Театра им. Моссовета вы почему-то ушли и стали вольной птицей?
— Несколько причин тому было. Просто у меня дебет с кредитом не сходился. Моя мамочка была еще жива, и любимая теща — на руках. Нужны были деньги на их содержание — 100 тысяч на двоих. Одной полтинник, другой — полтинник. И их надо было зарабатывать. Господь бог ведет меня, значит, так оно и надо. В хороших антрепризах я работаю, играю Чехова и Вампилова. Жизнь бурная.
— Мы с вами в последний раз виделись в поезде, когда вы возвращалась из Хельсинки... Но живете вы в России?
— Там — рай, хорошо, отдых. И рядом, все недорого. Могу пока себе это позволить. В Финляндию мы иногда выезжаем с моей женой Любой. Но график плотный. 27 декабря поехали в Хельсинки, а 3 января уже надо было возвращаться в Питер, где у меня был спектакль.
— Жизнь на колесах?
— По-разному бывает. То густо, то пусто. Пять–семь дней в отъезде, а потом неделю дома. Я хожу в клуб — люблю играть в теннис. Работать, конечно, надо, но и загонять себя не следует. Я видел столько актеров, которые себя загнали: Галкин, Андрей Панин, Евгений Павлович Леонов. Да, съемки есть, да, деньги нужны, ну давай еще… А потом человек чувствует, как организм надламывается, и наступает печальный исход. Надо бежать на длинную дистанцию, сорок километров, как Зельдин. А можно сдохнуть на стометровке. Надо жить и не все в работу вкладывать. Я не гневлю бога.
— Решили сбежать на время юбилея?
— Да, мы с Любой улетаем на несколько дней. Понятно, что будут звонить, поздравлять. Каждый день интервью. Если бы мне сказали: «Александр Сергеевич, чего вы хотите? Медаль от Путина и фужер шампанского или сняться в хорошей картине у Михалкова, Хотиненко или Грымова?» Я бы выбрал второе, но и от первого не отказался бы. Дадут мне медаль, пожмут руку, выпьем шампанского, а если хорошая роль, как в «Параде планет»? Сколько лет прошло, а картину до сих пор смотрят люди. Чем велик Грымов? Он сам подрезал свой фильм. Мы его посмотрели с одним режиссером и сказали: Юра, есть длинноты, этот монолог можно выбросить, другой. И он это сделал. Картина приобрела такой ритм, стала плотнее и динамичней. Представляю, как тяжело режиссеру сократить свой фильм, но он пошел на это. Снимаю перед ним шляпу.