Накануне объявленной премьеры компания, выпускавшая фильм в прокат, неожиданно распространила совместное с Министерством культуры заявление. В нем сообщалось, что добровольно отзывается заявка на получение прокатного удостоверения, выражалась также готовность взять на себя коммерческие последствия столь радикального решения. Тогда, как и в случае «Смерти Сталина», состоялся предварительный просмотр, после которого возникли вопросы по поводу искажения исторических фактов и было принято решение о недопустимости проката подобного фильма в преддверии 70-летия Победы. Заявление выглядело неубедительно, будто сделали его под давлением извне. Кинотеатры в срочном порядке вынуждены были корректировать афишу.
Сколько шума и недовольства было когда-то вокруг картины «4 дня в мае» немецкого режиссера Ахима фон Борриса, рассказывающей о Второй мировой войне, сопродюсером которой стал Алексей Гуськов. Чего только не делалось, чтобы не показать «оскорбительный» фильм российским зрителям. А Никита Михалков, которого считают главным кукловодом в истории со «Смертью Сталина», своим «великим фильмом о великой войне» «Утомленные солнцем-2» не оскорблял чувств соотечественников, когда его герои в кошмарных снах поедали шоколадную голову Сталина? Или во сне можно? Между прочим, Армандо Ианнуччи, приступая к съемкам «Смерти Сталина», «Утомленных» посмотрел.
В тот момент, когда пишутся эти строки, на сайте Министерства культуры прокатное удостоверение, выданное «Смерти Сталина», не ликвидировали. Оно есть, можно с ним ознакомиться, хотя и сделаны устные заявления о его отзыве. Копии фильма кинотеатрам разосланы, так что они, если хватит смелости, могут 25 января выпускать картину, как и планировалось. Какими будут последствия — сказать сложно. Киноиндустрия у нас хиленькая, консолидированным фронтом выступить не может. Прокат живет по диким законам. Теоретически представители Минкульта, выдавшие прокатное удостоверение 17 января, могут через пару недель заявить, что, мол, пожалуйста, показывайте, нет проблем. Минкульт наш не лыком шит. Там вроде бы хорошие люди: фильм к прокату разрешили, но вот общественность выступила против.
Опытные прокатчики убеждены, что во всей этой истории сильна не столько идеологическая составляющая, сколько коррупционная. Ради успешного уик-энда и бокс-офиса некоторые наши влиятельные кинематографисты готовы на все. Например, завалить коллег по цеху, и уж тем более иностранных. При этом они прикрываются высокоразвитым чувством патриотизма, пекутся о грядущих президентских выборах, словно подтверждая тот факт, что, как и в «Смерти Сталина», живем мы во времена тирании. Юбилей Сталинградской битвы тоже пришелся кстати, как бы это кощунственно ни звучало. Можно изучить ближайшие релизы, чтобы понять, ради кого ведется расчистка территории, сдвигаются долгожданные релизы зарубежных фильмов и рушится репутация отечественной киноотрасли в целом.
Как осуждало наше киносообщество создателей «Времени первых», сдвинувших выход конкурента «Салют-7», за то, что ударили всей мощью административного ресурса по такому мощному продюсеру, как Сергей Сельянов. Только усилия оказались тщетными. «Салют-7» собрал больше, чем «Время первых». Да и осадочек остался. Прокатчики считают, что сама система кинобизнеса по-русски порочна и строится на том, что кого-то надо поддержать, а кого-то проигнорировать. Вообще-то в прокатном удостоверении не должно быть даты выхода. Говорят, что ее нет ни в одной стране мира. Это наше ноу-хау, орудие управления. В идеале прокатное удостоверение должно выдаваться фильму за полгода, чтобы можно было спокойно и грамотно сделать роспись по кинотеатрам, провести все сопутствующие выходу фильма процедуры. А у нас все накануне. Как работать в такой ситуации? Как продавать билеты, чтобы потом не пришлось возвращать деньги зрителям за несостоявшиеся сеансы.
Удивительно еще и то, что история с отзывом прокатного удостоверения «Смерти Сталина» разгорелась в момент объявления оскаровских номинантов, где неугодный нашим киномонстрам Андрей Звягинцев фигурировал в качестве номинанта престижной премии. Такое ощущение, что делалось все, чтобы это важное событие утонуло в пучине вод, и мастера беспредела своего добились.
Читайте материал: «Лапищи над всем, что движется: некролог фильму «Смерть Сталина»
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram