Теперь там говорят, что обо всем узнают из газет. Оригинал прокатного удостоверения на руках, получен 17 января. Те, кто выражает беспокойство о выходе «Смерти Сталина» накануне президентских выборов и юбилея Сталинградской битвы, могли бы проснуться чуть раньше, чтобы вновь не ставить отечественную киноиндустрию под удар, как это было с несчастным медвежонком.
Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не располагают информацией о фильме «Смерть Сталина» и о причинах, по которым его премьеру могут перенести на лето. Он также сообщил, что прокат какой-либо картины — абсолютная прерогатива Министерства культуры. Между тем появилась информация о том, что к министру культуры Мединскому обратились члены общественного совета Минкульта во главе с его председателем Юрием Поляковым с просьбой остановить выход фильма в прокат. Они его только что посмотрели. Среди тех, кто подписал письмо, называются режиссеры Никита Михалков и Владимир Бортко, документалист Сергей Мирошниченко, продюсер Леонид Верещагин, депутат Госдумы Елена Драпеко. Они опасаются того, что 2 февраля отмечается юбилей Сталинградской битвы, а тут такое непочтительное отношение к Сталину, Жукову, политическим вождям прошлого.
Юрий Поляков намерен обратиться в суд на предмет выявления соответствия фильма российскому законодательству. Фигурирует в деле и юридическое ведомство Минкульта. Видимо, чтобы не брать грех на душу, его представители высказываются на предмет присутствия экстремизма, насилия и оскорбления национальных чувств наших сограждан, усматривают в комедии о политических вождях ушедшей эпохи неуважение к нашей истории и конкретно к маршалу Жукову. Они вроде бы обратились к Мединскому как к историку и гражданину с призывом принять единственное, на их взгляд, верное решение — не допустить показа фильма в России. Но от комментариев все отказываются.
За разъяснениями «МК» обратился к Сергею Мирошниченко, который фигурирует в числе подписантов. Оказалось, что он не в курсе происходящего. «Видимо, будет какое-то письмо от Министерства культуры. Я лично в стороне от этого, поскольку нахожусь на съемках фильма о чемпионате мира по футболу, который расскажет о молодых российских футболистах, кандидатах в сборную нашей страны. На просмотре фильма я был. Все дальнейшие шаги мне неизвестны. Что-то формируется в Министерстве культуры, идут юридические согласования. Пока не могу ответить на ваши вопросы. Дайте мне, пожалуйста, возможность понять, что в итоге будет. Мы в последнее время только и делаем, что пишем какие-то письма!»
«Смерть Сталина» — чистой воды гротеск. Многое в фильме — плод фантазии режиссера, который и не ставил задачи снять историческое кино. События происходят в 1953 году. Сталин умирает, и начинается вакханалия вокруг неостывшего тела. На премьере в Эстонии, где присутствовал обозреватель «МК», зрители старшего и среднего поколения, заставшие эпоху СССР, говорили о том, что происходящее на экране, конечно, смешно, когда бы не было так грустно. Люди, не пережившие ужасы сталинизма, происходившее у нас в те годы, могут воспринимать все это не иначе как вселенский абсурд. Армандо Ианнуччи карикатурно показал весь цвет Политбюро от Маленкова до Молотова, который можно воспринимать только как сонм монстров. Самым симпатичным оказался Хрущев в исполнении виртуозного артиста Стива Бушеми. Это он распоряжается организацией похорон Сталина.
Маршал Жуков в исполнении Джейсона Айзекса, оскорбивший минкультовских экспертов, словно бы сошел с портретной галереи героев войны 1812 года и страниц комикса. Он — фантом, не реальный человек, смешной супергерой. Разве что Молотов в исполнении Майкла Пейлина почти документально убедителен. Свора государственных мужей начнет отпиливать Сталину голову. Она готова плясать на костях. Кстати, в «Утомленных солнцем-2» самого Никиты Михалкова тоже имеются вольные фантазии на тему Сталина. Одна голова вождя в торте чего стоит.
Зрители у нас сложные. Не видя, уже готовы осудить все что угодно, а тут такой благодатный материал. Сталин остается яблоком раздора. Убийца он или спаситель? С этим у нас окончательно не разобрались. В последние годы валом снимаются псевдоисторические опусы, где сталинская эпоха представлена в гламуре. А студенты киновузов, насмотревшись всякой дребедени, продолжают штамповать приблизительное кино на эту тему. Не лучше ли через смех избавиться от собственных фантомов?
Во всей этой истории не стоит сбрасывать со счетов и еще одну составляющую — своего брата кинематографиста. Ради успешного проката собственного фильма они готовы завалить коллегу. Своих им не жалко, чего уж говорить про каких-то иностранцев. Одна история с графиком выхода двух отечественных фильмов о космосе, когда через административный ресурс была задвинута картина конкурента, о многом говорит. Но прецедент уже тогда был создан.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram