После этого назначения можно утверждать, что театр «Модерн» войдет в историю двумя фактами из разряда «впервые». Впервые здесь официально с должности был снят худрук — Светлана Врагова, 2016 год, и впервые худрук стал министром — Юрий Грымов, 2018 год. Что тут говорить — уникальный театр. Но если о Враговой сейчас редко вспоминают, то Грымов — на слуху, а уж после того, как он получил ранг министра, тем более. Возможно ли совмещение государственной службы с творческой работой? Де-юре — да, как нам подтвердили в Департаменте культуры, который является работодателем Грымова, закон о госслужбе допускает совмещение, если работа носит творческий, научный или просветительский характер. И здесь пока не против такого эксперимента. Официально Грымов уволен 19 января, и контракт с ним как с худруком столичный Департамент заключит только после того, как он официально вступит в новую должность в Орле.
Звоню Юрию Грымову, он уже в Орле.
— Юрий, скажите честно, зачем вы, художник, решили стать чиновником?
— Мне всегда интересно заниматься культурой. Я не занимался бизнесом. «Модерн» бросать не собираюсь. Если бы передо мной стоял вопрос «или–или», я бы выбрал «Модерн», но законодательство позволяет совмещать творческую работу с госслужбой. За время, что я работаю в «Модерне», я сроднился с коллективом. В прошлом году у нас прошло шесть премьер — четыре взрослых, две детских, — посещаемость увеличилась в разы. А здесь я советник по культуре, в чьи прямые обязанности входит стратегическое руководство Департаментом культуры и туризма.
— Вы в курсе, в каком состоянии культура области?
— Я прочитал аналитический отчет о культурных событиях за год. Проблема в том, что все мероприятия, которые здесь проходили, очень разрознены, не связаны единой концепцией, и, может быть, один пункт работает на развитие туризма. Нет событий федерального значения, а событий в Орловской области очень много.
— Например каких?
— Например, день рождения Тургенева. Еще есть Лесков, Бунин, сейчас речь идет о вечерах Фета. Здесь забыли, что такое театральные фестивали — нет ни одного, хотя работает три театра. Прекрасные музеи с прекрасными сотрудниками. Люди горят, интеллигенция Орла очень активна.
— Вот про вашего предшественника — Дмитрия Моисеева — мне именно так и говорили: он прекрасный работник, много лет в департаменте. Но его почему-то сменили на вас.
— Он в отставке, но остается в системе.
— Ваши первые шаги в должности министра?
— Сейчас я занимаюсь формированием команды.
— Люди из Москвы?
— Нет, из Орла и Орловской области, а из Москвы будут на уровне консультантов и экспертов, уже приезжают. Посмотрите, сколько режиссеров работает в Москве, и они не москвичи. Поэтому нормально, если московские режиссеры будут работать в Орле, в других городах. Буду также привлекать сотрудников «Модерна», есть понимание и в Департаменте культуры со стороны Александра Кибовского.
— Но всё-таки есть опасение, что вы в Орле не задержитесь, как не задерживались на предыдущих местах работы.
— Это не так. «Модерн» я не бросаю. 14 февраля я выпускаю премьеру «Юлий Цезарь», а в сентябре, к началу нового сезона — «Войну и мир» Толстого, исполняется 150 лет со дня написания романа. Поверьте, это решение — уехать работать в Орёл — произошло не вдруг, это не спонтанное решение.
— Но, может быть, вас привлекла зарплата министра?
— Я готов озвучить свою зарплату — 30 тысяч рублей. Столько мне разрешено получать законодательством, так что здесь нет никакого стяжательства. Корысти у меня ноль.
— Все же я не понимаю, как возможно совмещать две такие ответственные должности. Может, вы знаете какой секрет?
— Я всегда жил по принципу быть предельно честным и открытым и не думать, что мир крутится вокруг одного тебя.
— Жить-то вы где будете?
— И в Москве, и в Орле. Буду ездить. Семья остается в Москве.