Надо сказать, это не первое обращение Газарова к Пинтеру. В 2007 году он ставил эту пьесу, причем с оригинальным названием в Театре Армена Джигарханяна, где сам мастер играл главного героя. В «Современнике» главу семейства — Макса — играет Михаил Ефремов. Семейства странного, если не сказать больше — страшного. Про страшненькое транслирует задник декорации — парочка топориков, коровья туша с разрубкой по частям, как это делают в мясных лавках или в дорогих ресторанах, предлагающих посетителям самостоятельно выбрать тонкую филейную часть или кострец, или пашину.
Да и общение в семействе — образец добропорядочности: старый пердун, сучонок, говнюк, грязная шлюха — и это еще не полный набор «нежностей». К этому стоит присовокупить тычки, подзатыльники, потасовки, переходящие в драку. Так вот именно герой Ефремова — мясник в отставке — задает тон родственникам. Его родной брат — лучший шофер Лондона Сэм (Владислав Ветров) и два сына Ленни (Илья Древнов) и Джой (Дмитрий Смолев). Третий, Тэдди (Иван Стебунов), в первой сцене отсутствует. Зато в полном изобилии крепкая мужская дружба, проявления которой смотри выше.
Грубые люди, дикая жизнь, безотчетное поведение — от них поначалу шок, но постепенно эта «семейка Адамс» затягивает, как затягивают пауки легковерных мушек. Почему? Грубая сила незаметно, почти без границ оборачивается своей другой стороной — неловкой нежностью, что мужчины скрывают, слезами, что прячут от посторонних, спаянностью невидимых связей и незабытого прошлого. У медали две стороны, и Сергей Газаров с командой актеров это пытается доказать, не прибегая к дидактике, а действуя грубо, согласно грубым законам жизни, переводя ее в черную комедию.
И тут в семью приезжает третий сын — Тэдди, теперь другого поля ягода, он — доктор философии. С ним жена Рут (Елена Плаксина). Свежее «мясо» попадает в семейный бульон и еще больше проявляет природу противоположностей — близкого и чуждого, страшного и привычного.
В премьерном спектакле с характерами и людскими отношениями все ясно, и это можно считать сильной стороной постановки. Сложнее обстоит дело с событийным рядом, когда причинно-следственные связи не совсем ясны. Например, что произошло между супругами в Венеции (оттуда они прибывают в отчий дом), если Тэдди так легко оставляет супругу в семействе, которое с энтузиазмом обсуждает, как она будет приносить свой доход в семью, по ночам приторговывая собственным телом. Причем будущая работница такой перспективой не шокирована. Напротив, уютно устроившись среди торговцев ее плотью, после ключевого монолога мужа («Вы темные. Вы все… И дело тут не в уме, а в мировоззрении. В том, насколько вы способны оперировать понятиями о вещах, а не вещами... вы в этом погрязли...) ласково так говорит ему: «Не становись чужим».
Актеры работают великолепно, умело простраивают внешний и психологический рисунок своих героев. Неженка Сэм, ёрник-кривляка Ленни, туповатый увалень Джой, принципиальный и честный Тэдди и, конечно, Макс в исполнении Михаила Ефремова. Седое насекомое, как у Кафки, передвигается по сцене с костылем, вызывая и ужас с оторопью, и смех.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram