Письмо начинается достаточно жестко: «Юрий Михайлович! Рука не поднимается написать «уважаемый», как это обычно принято, при обращении к человеку, питающему странную, но стойкую неприязнь к Государственному академическому театру имени Евгения Вахтангова и его художественному руководителю Римасу Туминасу…» Неуважение вызвало интервью писателя одной из крымских газет, где, в частности, он сказал: «Должен заметить, что нынче мало театров, которые ставят современные пьесы. Например, в прославленном Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, который был флагманом советской драматургии, нынче нет ни одной! Я поинтересовался у художественного руководителя Римаса Туминаса: «Вам не интересна современная Россия как гражданину Евросоюза? Тогда зачем вы работаете в русском театре?» Обиделся».
Судя по тому, что в деле фигурируют известные имена, следует ждать развития сюжета — письмо уже пошло гулять по соцсетям. Пока же звоню в Вахтанговский театр.
— Почему вы решили обратиться с открытым письмом, да еще и с копией в министерство? Так ли велика причина, чтобы втягиваться в публичное выяснение отношений? — спрашиваю директора театра Кирилла Крока.
— Может быть, мы и не стали бы отвечать на выпады господина Полякова, если бы с его стороны не было откровенного вранья. То, что ему видится, будто в спектакле «Евгений Онегин» Татьяна держится не за то место, — это его личные сексуальные фантазии. То, что он везде склоняет театр, — мы вообще не обращаем внимания. Но когда идет откровенная ложь, мы не будем молчать. Он упрекает нас, что Вахтанговский не ставит современную драматургию, но в репертуаре театра 53 названия, из них 6 спектаклей по современной российской драматургии, что составляет 11% от общего репертуара театра.
На самом деле выпады господина Полякова продиктованы тем, что, когда два года назад театру Вахтангова был передан Симоновский театр, мы не оставили в репертуаре спектакль по его пьесе «Козленок в молоке», потому что он не представляет никакой художественной ценности для нашего театра. Считаю, что таким образом Поляков сводит с театром счеты, резко отзываясь о деятельности и личности Туминаса.
Тут надо признать, что в своих высказываниях Юрий Поляков действительно допускает непозволительный тон по отношению к Туминасу, называя его гражданином Евросоюза, работающим в русском театре, но не интересующимся нашей страной. Стоит ли напоминать, что Римас Туминас — выпускник российской театральной школы, исповедующей принципы русского психологического театра. И который за 10 лет превратил Вахтанговский театр в один из самых успешных. Поэтому корифеи и заступились за своего худрука. Вот еще одна цитата из письма: «Каждый театр вправе сам выбирать интересующий его драматургический материал. Странно читать, что Римас Туминас обиделся на некого Полякова, — это только Ваши фантазии, которые Вы пытаетесь выдать за действительность».
Сам Юрий Поляков отказался комментировать письмо, заподозрив журналистов в сотрудничестве с дирекцией театра. Что ж, вполне в духе человека, который делит людей на своих и чужих, на патриотов и граждан Евросоюза. Даже если последние честно и достойно служат российской культуре.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram