Сам Юрий Грымов сейчас недоступен для звонка: он улетел на новогодние каникулы не то в Малайзию, не то во Вьетнам, а значит, подтвердить или опровергнуть факт своего возможного карьерного роста не может. Зато в театре много свидетелей (это и артисты, и работники служб) того, как 22 декабря их худрук так и заявил: мол, товарищи решено, я буду министром культуры Орловской области. Первыми испугались артисты, что вполне понятно: Грымов у руля многострадального театра меньше года, а тут такое. Но, как нам рассказали очевидцы, режиссер успокоил своих «детей» как порядочный отец: буду приезжать, сам ставить — вряд ли, зато стану приглашать других режиссеров. То есть собирается работать на удаленке. Что, согласитесь, в духе времени.
Ситуация удивительная, странная и непривычная для московского театра, где до сих пор худруки за пределы МКАД не выбирались (в крайнем случае, руководят двумя труппами). Звоним в представительство при губернаторе Орловской области в Москве — там ничего об этом не знают. Звоним в Орловскую область, в пресс-службу, — тоже не в курсе. Зато в управлении культуры Орловщины мы услышали:
— Какой министр культуры? У нас нет министра культуры. У нас — управление.
— А кто руководитель?
— Моисеев Дмитрий Александрович, он у нас третий год работает. А вообще в управлении с 1997 года — можно сказать, старейший работник культуры.
— Но, может быть, вам известно, что теперь у вас будет министр, и фамилия его не Моисеев, а Грымов?..
— Повторяю: управлением руководит Моисеев Дмитрий Александрович.
Неувязочка получается. Но в этой истории все же есть некая интрига: в настоящий момент Орловской губернией командует временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Клычков. В последнюю неделю декабря он угодил в Топ-25 губернаторов в связи с тем, что демократично запретил своим сотрудникам вешать его портрет в кабинетах. Хотя в его собственном висят и Путин, и Медведев — портретные изображения, естественно. Клычков у руля всего 2,5 месяца, сейчас формирует свою команду, и не исключено, что старых культурных работников (равно как и других) он поменяет на новых. Во всяком случае, на важную должность — главы информационного департамента — он уже назначил московскую журналистку Наталью Рожкову, которая, в частности, с 2012 по 2015 гг. была замом руководителя политико-экономического направления в «МК». Так что все основания для того, что режиссер Юрий Грымов станет большим культурным начальником, имеются.
Основания основаниями, но остается очень серьезный вопрос: каким образом Грымов намерен совмещать две должности? Ведь согласно Закону «О госслужбе РФ» на совмещение требуется: 1) согласие губернатора, но 2) совместителю разрешена только творческая и педагогическая деятельность. Наконец, театр «Модерн» — не МХТ, не Вахтанговский, не прочий успешный театр, где хорошо отлаженная машина может какое-то время двигаться по инерции по заданной художественной траектории. До недавнего времени «Модерн» числился среди аутсайдеров, куда и был призван Грымов — будто для того, чтобы вывести его если не в высшую лигу, то хотя бы в группу сильных игроков. Не успел, хотя обещал много, говорил в интервью умно, демонстрируя современный деловой подход. Успел выпустить два спектакля, из которых пока один делает сборы. Сделаны попытки, отчасти не безуспешные, изменить менеджмент, и тут вдруг…
Но если отвлечься от персоны режиссера Грымова, хочется спросить: зачем художник вообще становится чиновником или желает им стать? Он что, уже все сделал на своей территории? Или достиг на ней предела компетенции, и в связи с этим возникла необходимость перейти в другое качество? И как Департамент культуры отнесется к идее руководить театром на удаленке?
Как бы там ни было, нам остается ждать: где будет Юрий Грымов и где — театр «Модерн». Прогнозы как-то не внушают оптимизма.