Это балет о жизни, сломанной войною. И еще он о любви, любви торжествующей, несмотря ни на что, над смертью. Артистам Музыкального театра им. Сац эта тема оказалась близка еще и потому, что коснулась она их совсем непосредственно. В спектакле участвовала ведущая балерина этого театра Варвара Серова, жена погибшего в том рейсе артиста балета ансамбля Александра Серова.
— Я никогда не могла ожидать, что так близко ты можешь прикоснуться к такому ужасу, — говорит мне создатель спектакля Нина Мадан. — Я знала Сашу Серова, который разбился на этом самолете, очень хорошо. Это был наш друг. Мы его очень любим. И Варечка, ведущая артистка балета Театра Сац, принимала участие сегодня в нашем спектакле. Она окончила хореографическое училище при театре танца «Гжель», танцует у нас в театре. Год назад в ноябре она получила на Всероссийском конкурсе артистов балета серебряную медаль. И Саша радовался тогда вместе с нею. Потом, совсем вскоре, 25 декабря, случилась эта трагедия. А недавно Варвара родила Саше дочку, назвала ее Ульяной. Но Саша об этом так и не узнал. На этот спектакль любили приходить ребята, которые работали в этом ансамбле, друзья Александра, которые тоже погибли. И сегодня присутствовало много наших друзей, которые хотели почтить их память. И мы посвятили спектакль этому трагическому событию. Его годовщине.
Нина Мадан — молодой, но уже известный хореограф, она неоднократная победительница многих международных конкурсов, помимо «Писем с фронта» в репертуар Театра Сац входит и ее балет «Лавка чудес» Отторино Респиги на основе фортепианных пьес Джоаккино Россини, а также танцы в операх. В 2016 году спектакль «Письма с фронта», который создавался к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, стал лауреатом Гран-при национальной театральной премии имени Йывана Кырлы Республики Марий Эл; удостоен он и почетной грамоты за участие на XIV Международном телевизионном театральном смотре «Артист и война».
Перед нами не балет в чистом виде, а, как сейчас очень распространено, синтез различных жанров: хореографии, драматического, вокально-инструментального, живописного и кинематографического искусств. Создан он музыку Валерия Гаврилина, его вокально-симфоническую поэму получившую заглавие «Военные письма». Кроме того, используются в спектакле и вставки: «Лунная соната» Бетховена звучит тут, например, на фоне записи речей Гитлера и вопящей в ответ обезумевшей от военного угара толпы, что создает резкий контраст основной лирической композиции спектакля. Письма читаются и под звучание знаменитых «Журавлей» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.
В «Письмах с фронта» простой и трагический сюжет: молодая женщина провожает мужа на фронт, ждет его, пишет ему письма, а в конце получает «похоронку». Первая сцена — прощание. Молодая пара в белом. Она (партию главной героини танцует сама Нина Мадан) на пуантах, ее образ возвышен и романтичен. Он (Вячеслав Пегарев) обещает ей вернуться, собирает вещи и с чемоданом уходит на фронт. А потом они (одетые уже в черное) в течение всего балета шлют друг другу письма. Письма зачитывают принимающие участие в спектакле драматические актеры, а хореографически воплощают танцовщики Театра Сац.
Письма эти реальные. Их специально для спектакля разыскал режиссер-постановщик Дмитрий Жаров. За ними стоят настоящие трагические судьбы простых людей, оказавшихся участниками тех далеких событий: «Как всегда, сердце полно тревогой. То одной, то другой соседке приходят горькие известия. И мне все мнится, что теперь участь моя. Раньше говорили, что грех о живом так думать, но что же делать. Мне все кажется, что я плохо тебя любила, мало берегла. Не обижайся. Я так наказана разлукой с тобой, тревогой за тебя» — этот не могущий не волновать душу незамысловатый текст произносится со сцены от имени главной героини. В ответ читается письмо, в котором ее возлюбленный рассказывает о фронтовых буднях, о том, как он пил недавно березовый сок, а за всеми этими такими простыми словами — Любовь, которая не только слышится в письмах, но ощущается и в хореографии Нины Мадан. Она воплощается в психологически насыщенных дуэтах главных героев (центральный дуэт идет на музыку польского композитора Яна Качмарека и исполняется артистами красиво и проникновенно), в лирических сольных номерах, а также в прекрасно станцованных ансамблевых композициях: на сцене помимо протагонистов четыре пары молодых мужчин и женщин в белом — олицетворяющих эти самые письма, которые разлученные войной влюбленные пишут друг другу. (Кроме того, два танцовщика изображают детей, есть в спектакле еще роль почтальона и немца: всего здесь занято 14 артистов). Современная пластика сочетается в балете с классическими движениями, и вся хореография выстраивается на четкой драматургической основе.
Вокально-симфоническая поэма Гаврилина предназначалась не для академических певцов, а для двух известных эстрадных исполнителей— Таисии Калинченко и Эдуарда Хиля. Их голоса зритель и слышит со сцены. «Мы пройдем еще с тобой по улице. Красивые. Счастливые», — поет Хиль. «Красивые. Счастливые», — словно эхо отвечает Калинченко. Не только трагедия, тоска, боль, горе, но и радость бытия, приятие жизни как таковой отражается в музыке Валерия Гаврилина. Эти же чувства (например, в сценах игр детей, в дуэтах главных героев) наполняют хореографию Нины Мадан. Ведь это спектакль не только о страданиях и смерти. Прежде всего он о любви и надежде, что преодолевают смерть.