Но обо всем по порядку. Начнем с будущего — казалось бы, далекого, но только на первый взгляд. Итак, место действия — фантастическая Российская Федерация, космическая империя. Время — будущее, в котором станция «Мир» стала такой же архаикой, как для нас — древнегреческое искусство. Главный герой — первое «сверхразумное существо, обладающее художественной анатомией», исследователь, физиолог и археолог, робот Роберт Пастернак. Такова мифология выставки Арсения Жиляева «Возвращение», ставшей заключительной в цикле юбилейных проектов Винзавода под названием «Прощание с вечной молодостью».
Перед нами 13 белых скульптур, представляющие собой компиляцию различных культурных кодов (искусство Древней Греции, Востока, языческой символики) и космических технологий. Здесь, в Цехе Красного, можно найти орбитальную станцию «Мир», искусственный спутник Венеры, астероид Эрос и даже слепок урагана «Катрина», сделанный по снимку из космоса. Венчает выставку огромный фронтон, отчетливо напоминающий древнегреческий, но украшенный изображением космической станции и надписью, стилизованной под древнерусский шрифт: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Каждая скульптура помечена знаком, похожим на руны, — символом фантастической РФ. На стенах же рассказывается об эволюции видения истории культуры Роберта Пастернака, в которой переломным моментом становится межпланетарный обвал Интернета…
— Здесь смешивается эстетическое, техническое, сакральное, — рассказывает «МК» Арсений Жиляев. — Размывается граница между природным и техническим, живым и неживым. «Возвращение» — это воскрешение машин, которые пали в героической борьбе освоения космоса. Это проект, связанный с эстетикой русского космизма. Человек и машина соединились, они воскрешены в новом формате. Эта тема не звучит так утопично, как сто лет назад. Сейчас это вполне решаемая задача — если не воскрешения, то радикального продления жизни. Так что начатая Федоровым дискуссия о философских и этических вопросах, связанных с этой проблематикой, актуальна как никогда. Центральная идея: человек должен взять на себя ответственность за обещания Нового Завета и всех воскресить, не дожидаясь Страшного Суда. Должно прийти внутреннее откровение, что человеку уже все дано, Христос умер за наши грехи, и нужно взять в свои руки эволюцию и идти вперед.
— Сегодня много дискуссий о будущем искусства: говорят о смене эпохи постмодерна метамодерном. Произошла ли она, на ваш взгляд?
— Произошла. Не уверен, что на метамодерн. Позитивный вариант постмодернизма закончился, наверное, 11 сентября. Сейчас идет поиск альтернативы. Думаю, в будущем стоит ожидать соединения техно и эстетики. Я верю, что идеи космизма будут воплощены в жизнь. Собственно, выставка создана с помощью машин. Впрочем, в реальности России пока нечем гордиться в космической индустрии. Но проблематика космоса вернулась, что, может быть, не всегда хорошо, потому что космическая гонка связана с вооружением и политической борьбой. Хотелось бы, чтобы, наоборот, человечество объединилось ради общего дела…
Пока художники смотрят на будущее и прошлое философски, руководство арт-кластера изучает реальные достижения и перспективы. «Краткая история российской культуры 2007–2017. Версия Винзавода» — такое название получила увесистая книга, презентованная в день открытия выставки Жиляева. Издание собрало множество текстов, интервью и фотохронику культурных событий, по которым можно судить не только о 10-летней истории арт-центра в Сыромятниках, но и о процессах, происходивших в российском искусстве в эти годы. В день презентации издания основатель Центра современного искусства Софья Троценко поделилась и планами на будущее — стратегией развития до 2023 года.
Теперь Центр современного искусства будет не только поддерживать молодых художников (с 2008 года на Винзаводе регулярно открывают новые имена на площадке «Старт», также юные авторы постоянно стажируются за рубежом), но и содействовать развитию институтов кураторства и арт-критики. Раз в год один куратор, ставший финалистом конкурса «Винзавод Vision», сможет реализовать большой проект на одной из площадок центра. Программа поддержки художественной критики пока менее конкретна (планируются школа критики, дискуссионные клубы, программа менторства), детали обещают огласить в начале следующего года. Еще одно направление — образовательное: будет разработана система грантов для учебных заведений — таких, как Школа Родченко, Институт «База» (созданный теоретиком современного искусства Анатолием Осмоловским в 2011 году), Институт современного искусства и других подобных институций. А вот проект «Лучшие фотографии России», где ежегодно показывались снимки со всех уголков страны, будет свернут: в марте состоится последняя выставка.
— Софья, как вы считаете, что произошло с современным искусством за 10 лет в целом? — спросили мы у основателя арт-центра.
— Началась системная работа с молодыми художниками, постоянный диалог с аудиторией в рамках выставочной программы, у людей появилось желание увидеть современное искусство и работать с ним. Конечно, есть люди, которые не понимают, но такие всегда будут. Важнее, что увеличился процент людей, которые интересуются современным искусством. Стало больше институций, поддерживающих художников. Ведь художник — это «медиум между тем», который осмысляет окружающую действительность через свои произведения, и он часто не думает про зрителя, а делает то, что считает важным. Сегодня у него больше возможностей найти поддержку в лице хорошего куратора или галериста. И в результате почувствовать отдачу зрителя.