Не всегда, чтобы попасть в историю, нужно время. Герои прошлого врывались в нее уже тогда, с первых выходов на сцену, а главное — меняли ее, пусть и на своем локальном уровне. К сожалению, большинство современных артистов этого сделать не могут. Или не хотят. Об этом рассказал Евгений Григорьев в своей картине «Про Рок». Это документальная история, выведенная на художественный уровень. Произведением в ней становится сама жизнь, а финальная версия сюжета во многом была продиктована обстоятельствами, в которых происходили съемки, и непосредственно сам их ход. В этом отличие картины от другого современного кино, основанного на реальных событиях, в котором, как правило, линия повествования все же простроена довольно четко и главное - заранее.
Все началось с того, что еще в 2011 году режиссер собрал жюри, в которое, помимо него самого, вошли лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин, фронтмен с недавних пор больше несуществующей команды «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец и «дедушка уральского рока», в прошлом — капитан «Урфин Джюса» Александр Пантыкин. Они объявили кастинг для музыкантов на участие в новом проекте, итогом которого и стал фильм. В кинопробах приняли участие 300 молодых коллективов, из которых рок-профи выбрали 3. «Видно, что это группа, они выходят на сцену, и у них энергетика «складывается», - говорил на отборах Бобунец про команду Cosmic Latte. Солист “Сам себе Джо” загипнотизировал Шахрина «чертиками в глазах», ну а в голосе, текстах и манере подачи лидера «Городка Чекистов» мэтрам послышалось нечто странное, «такое странное, что даже опасное». Выбор был сделан. И все гуру, и съемочная группа, и молодые счастливчики, казалось, были полны сил и энтузиазма, но тут, как это бывает, в историю вмешалась рука судьбы. Финансирование проекта было приостановлено, однако Григорьев не собирался останавливаться несмотря ни на что и выдал каждому коллективу по камере, чтобы они самостоятельно фиксировали то, что происходит с ними каждый день.
У артистов было несколько лет, чтобы чего-то добиться, в конце концов - придумать самим и про себя самих такой сюжет, который зацепил бы и режиссера, и в конечном итоге зрителей, став основой для захватывающего музыкального рок-боевика, но в конечном итоге не получилось ничего, кроме истории разочарования, унылого рассказа о том, как тяжела и несправедлива жизнь неизвестных исполнителей, неспособных противостоять натиску «жестокой реальности». Потенциальные герои превращаются в антигероев, они ломаются, не стесняясь даже говорить об этом на камеру, и даже когда режиссер протягивает им спасительную соломинку, предлагая снять каждому по клипу абсолютно бесплатно, предпочитают не ухватиться за нее, а продолжить гордо погружаться на дно. Клипы (также вошедшие в картину) получились довольно тусклыми и бессодержательными, хотя в них и была претензия на оригинальность, попытка пофилосовствовать на тему, показать свой богатый внутренний мир. Возможно, именно это стремление отличиться, доказать, что они не такие, как все, отчасти и погубило музыкантов. Кажется, они так и не нашли сами для себя ответов на вопросы «для чего мы это делаем?», «какую мысль хотим донести до своего слушателя?», «как все это соотносится с действительностью?». Последний вопрос мог бы стать даже самым актуальным, так как за годы съемок фильма и в стране, и в мире изменилась политическая, экономическая, социальная ситуация, произошло огромное количество событий, способных вызвать резонанс в том числе и в творчестве. Однако персонажи Григорьева как будто живут в своем отдельном мире и настолько заняты сами собой, что не видят ничего вокруг, а внутренний «колодец», как бы прекрасен он ни был, не настолько глубок, чтобы черпать вдохновение только в нем.
На экраны кинокартина в итоге вышла под грифом «фильм-катастрофа о растерянном поколении», так назвал ее сам режиссер. Это поколение нынешних тридцатилетних, у многих из которых, как показывает, по крайней мере, эта история, и как пела Земфира, - «сбиты прицелы». Без ориентиров и мотивации движение невозможно. Многие музыканты, художники, писатели прошлого доказали на личном примере, что ни социальное давление, ни отсутствие денег не может помешать создавать по-настоящему талантливые опусы, книги, композиции. По этому поводу есть хорошая поговорка: «Если ты хочешь писать картины, а у тебя нет кисти, ты будешь рисовать даже пальцем по воде». А один из зрителей на своей странице в соцсетях после просмотра справедливо отметил: «Сегодня на показе не было ни одного музыканта, хотя фильм-то о вас, ребята...».