ЮЛИЙ ГУСМАН: «Зяма был родным для всех»
— Мне кажется, что с Зиновием Высоковским дружила вся страна. Он был такой веселый, обаятельный, теплый человек, что в каждой семье, сидя у телевизора, зрители воспринимали его как родного человека. Этот аспект психологически очень интересен. У нас много сатириков и юмористов — молодых, пожилых, совсем старых. Как правило, все они артисты. Есть замечательные артисты, есть хорошие, а есть и плохие. Мы смотрим на них свысока, со стороны, снизу или сбоку. А Зяма, как его называют друзья, Зиновий Высоковский, был родным для всех. Как только он улыбался, что-то весело начинал рассказывать, прищурив глаза с хитринкой, было очевидно, что дело не в шутках, которых он знал множество, не в анекдотах, искусством рассказывать которые владел в совершенстве, не в репризах, которыми он щедро пересыпал свою импровизационную речь, а в том, что его суть в том, чтобы радовать людей. Радовать людей — это сложная профессия. Она не очень модная. Люди — существа, не очень благодарные. Они гораздо лучше относятся к строгим начальникам, не важно, в жизни или в правительстве. А с юмористами бывает так — отсмеявшись, поулыбавшись и даже похлопав, смотрят на них как на клоунов и шутов и бегут дальше по жизни. Но эти шуты и клоуны отражают нашу жизнь больше, чем суровые начальники. Недаром великий Тиль Уленшпигель и звался Уленшпигелем, то есть «чистым зеркалом». В нем наша действительность отражалась замечательно. Так и в зеркале по имени Зиновий Высоковский. Его давно нет, а имя его живет и радует людей.
Я всегда мечтал снять его хотя бы в эпизоде. В моем фильме «Парк советского периода» удалось пригласить Зиновия на небольшую роль распорядителя на похоронах. Она была сыграна, конечно, только по нашей дружбе. Там многие актеры снимались по дружбе. Они достойны были больших и главных ролей. Но даже в маленьком эпизоде Зиновий Высоковский очаровал всех. Вся история в этом фильме рассказана немного по-дурацки и понарошку. Это пародия на нашу жизнь и окружающую нас действительность. Это же смешно, когда человек, с которым связано что-то веселое, доброе и радостное, работает распорядителем похорон. Так у нас часто бывает. Мы не замечаем, как находится распорядитель на похоронах окружающей нас жизни.
ВЕРА ВАСИЛЬЕВА: «Он обладал изумительным чувством юмора»
— В Театре сатиры всегда с благодарностью вспоминают о пребывании там Зиновия Высоковского. Кроме театра он же был еще эстрадным артистом, обладающим изумительным чувством юмора и обаянием. Поэтому мы им дорожили и очень любили. Я с ним играла спектакль «Восемнадцатый верблюд» по пьесе Алешина. Зиновий играл серьезную роль и был очень в ней хорош, добр, интеллигентен. Так как по роли мне его герой нравился, то я и как человек испытывала к нему очень теплые чувства. Однажды мы вместе ездили в далекую-далекую страну Перу с выступлениями. Меня пригласили туда, а я, для того чтобы скрасить выступления, пригласила еще Зиновия Высоковского и баяниста. Много связано с этим теплых и забавных воспоминаний. Он был невероятно обаятельный человек, с колоссальным чувством юмора, за что его ценили в театре. И публика Зиновия очень любила.