Вход, светлый коридор, заполненный бегущими по стене строчками: «К тебе, имеющему быть рожденным столетие спустя…» И издалека, с портрета работы Билиса во всю стену, прямо внутрь каждому входящему смотрят глаза Цветаевой. Всепонимающие, на всех, вокруг — и внутрь. И пусть только подумает кто-то, что ее нет, — «Она одна жива!». От этого взгляда современное минималистичное пространство приобретает живую теплоту.
Сам зал, который открывается прямо за портретом Марины Ивановны, такой же теплотой наполняют мелкие детали быта — чернильница с пером и печатка, рыжеватые бусы, похожие на гроздья рябины, пожелтевшие письма и, конечно, фотографии. Вот совсем девочка — с сестрой, с семьей, позже — с Сергеем Эфроном и дочерью, а совсем рядом лица и письма тех, кто был верными спутниками, друзьями, идеалами Цветаевой: Волошин, Пастернак, Ахматова, Мандельштам, Белый, Крученых.
В этом же зале поместили работы и фотографии шестидесятницы Лидии Мастерковой, художника-амазонки «второго русского авангарда», которая посвятила Цветаевой цикл графики и живописи, а также несколько стихотворений. Эту часть экспозиции — «Посвящение Марине Цветаевой» — для выставки предоставил из своих фондов Музей Анатолия Зверева, выступивший партнером РГАЛИ при создании этого пространства.
«Двух великих женщин ХХ века — Марину Цветаеву и Лидию Мастеркову — время развело. Но в их трагических судьбах существует множество поэтических рифм и художественных перекличек. Идея этой выставки возникла в музее более года назад, и теперь она осуществлена здесь, в РГАЛИ», — говорит генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева.
Директор РГАЛИ Татьяна Горяева взволнована, растрогана, но уже строит планы на будущее: «Мы и не могли мечтать, что когда-нибудь у РГАЛИ будет свой прекрасный выставочный зал. Но теперь будем мечтать. И когда-нибудь будущие поколения сотрудников РГАЛИ будут строить новый корпус у нас во дворе. Нам даже молодые архитекторы нарисовали проект…»
Но пока главное — сегодня. Открытие выставки в новом месте — подарок не только для РГАЛИ, но и для Марины Цветаевой.
«Она ведь пишет: «Все восхваляли! Розового платья никто не подарил!» — цитирует Цветаеву глава РГАЛИ. — Вот мы сегодня Марине Ивановне дарим и розовое платье, и «венок парчовый» — это строчка из стихотворения Мастерковой».
Чтоб торжество имело официальный статус, оценить по достоинству новый зал и разрезать красную ленточку прибыл заместитель руководителя Федерального архивного агентства Андрей Юрасов. Прибыл со статистикой: по его словам, за последние три года российские архивы приняли участие более чем в 140 выставочных проектах в России и за рубежом, и РГАЛИ занимает среди них особое место.
А с новой площадкой фонды госархива литературы и искусства и вовсе заиграют по-новому: ведь уже на первой выставке архивисты заявили, что если Трехпрудный переулок для Марины Цветаевой — «душа души», то новая экспозиция — ее сердце. Для публики проект «Тебе — через сто лет...» будет доступен до 29 марта, однако уже скоро в новом месте увидят свет и другие собранные РГАЛИ богатства.