Но практически за всю историю вуза специально никто не снимал фильмов, где была бы возможность показать весь курс, насчитывающий иногда до 30 человек. Так что кинорежиссер Владимир Грамматиков стал первопроходцем.
С второкурсниками своей мастерской он в 2015 году сделал фильм по книге «Лето господне» Ивана Шмелева совместно с педагогом курса Валерием Ткачевым. Записали монологи студентов, дополнили их кадрами кинохроники, масленичными заставками, и весь курс как на ладони — прошел проверку на прочность. Сразу видно, кто чего стоит, а кто случайно забежал в профессию.
В этом году теми же студентами Владимир Грамматиков сделали дипломный фильм «Грани любви», состоящий из нескольких новелл. Выбрали русскую классику – чеховскую «Чайку», «Белые ночи» Достоевского, «Пароход «Саратов» и «Таню» Бунина, «Хождение по мукам» Алексея Толстого… Новеллы можно показывать отдельно. Они вполне самостоятельны, есть среди них очень хорошие. Правда, некоторые студентки едва не загубили ценное начинание. И чем! Надутыми губами. Юные актрисы, словно специально решили стать красавицами на экране, и проделали над собой эксперимент. Начинающие артисты иногда не слышат своих героев из другой эпохи, когда говорили и вели себя иначе. Теперь уже все они получили дипломы.
«Парадоксально, но факт: ВГИК, выпуская актеров и следуя методике преподавания актерского мастерства, похожей с театральными вузами, никогда не представлял кинодипломов. – рассказывает Владимир Грамматиков. - Каждый год на ученом совете говорят о том, что надо соединять факультеты, но ничего не получается. А у меня эта «заноза» сидела. Пошел к операторам и сказал: «Зачем снимать гипс, когда можно делать живые портреты?». На втором курсе мы взялись за «Лето господне» Шмелева, сняли монологи в аудитории простой камерой, с обычным светом на черном бархате. Когда я смотрел материал, то был потрясен тем, как текст Шмелева лег на молодые лица, как студенты персонифицировали, освоили его. После этого я решил, что нужно делать кинодиплом. Отдельные случаи такого рода во ВГИКе были. Например, на курсе Игоря Ясуловича играли на сцене музыкальный спектакль «Манхеттен», а потом его сняли. Мы сделали следующий шаг.
Все твердят о том, чем природа кино, актерская манера игры на экране отличается от театра. Они сильно разнятся, особенно сегодня. Наши студенты не имели навыков, не знали оптики, не понимали, что такое крупный план, как строится мизансцена в кино, что сегодня могут снимать твой конец, а завтра - начало. Абсурдно, но актеры ВГИКа боялись кинопроб. Мы были первопроходцами, и это хорошо приняли в институте, что радует».
Киностудия Горького предоставили костюмы и реквизит. Владимир Грамматиков считает, что без этого нельзя: «Когда актер перевоплощается, ему нужно помочь. Костюм или зонтик иногда могут сделать больше, чем крупный план». ВГИК предоставил павильон Учебной киностудии, технику, свет, камеру. Пригласили художника Дениса Токарева, много работающего в кино. Владимир Грамматиков говорит, что вспомнил 60-е годы, ту одержимость и увлеченность, которыми все были охвачены, и думали только о деле, а не о том, кто сколько заработал.
Некоторые студенты до этого принимали участие в учебных вгиковских работах у начинающих режиссеров. Софья Шуткина снималась в «Молодежке», «Ведьме», а в «Гранях любви» сыграла Катюшу Маслову в новелле «Воскресение» по Льву Толстому. Петр Коврижных тоже снимался в «Молодежке» и «Ведьме», а также в картине «Дед Мороз. Битва Магов». По мнению Владимира Грамматикова, актерские агентства иногда вредят продвижению начинающих актеров - оккупируют пять-семь звезд и работают на них, а молодые их мало интересует.
Спрашиваю у Владимира Граматикова, устраивает ли он «порку» студенткам, радикально меняющим внешность, наказывает ли любительниц накачивания губ. «Студентка летом уехала на каникулы, а вернулась с губами. Ну, что мне за губы выгонять? Часто девушки приезжают в Москву из других городов, столичная жизнь кружит головы, начинаются романы. Но надо выбирать: либо сладкая жизнь, либо профессия. Нам пришлось маникюр на пальцах одной студентки замазывать при помощи компьютерной графики. Только увидев себя на экране, они кое-что начинают понимать».
При наборе курса никто не застрахован от ошибок. «Три тура, 237 человек на место. Девочки, мечтающие попасть на обложки журналов, половина из которых говорит голосом Ксении Собчак, - делится опытом Владимир Грамматиков. - На экзамене одно, а потом на занятия к вам может прийти совсем другой человек. С мужиками - проблема. Нет героев. Нет фактуры, мужской мощи. Все какие-то приблизительные, манерные. Мы с трудом выскребаем ребят, поштучно. Читают теперь мало, образованы плохо. Когда Шмелева делали, некоторые впервые узнали, чем Пасха от Рождества отличается. Пытаемся наставлять».