«Да, я вернулся не тем. Много дано мне, но и много отнято. Перевешивает то, что дано», – говорит Есенин в своих записях из Америки, получивших при публикации название «Железный Миргород». Безграничный океан и здания на берегу, заслонившие горизонт, почти упирающиеся в небо, и за ними происходит «что-то такое великое и громадное, что дух захватывает». Каждое новое впечатление – от «старинной усадьбы Европы» до парохода «Париж», на котором Есенин со своей возлюбленной Айседорой Дункан прибывает в Нью-Йорк, – делает поэта иным.
«Америка внутри себя не верит в Бога», – удивлённо констатирует Есенин, дополняя свой тезис образом человека на Бродвее, человека, который залит электрическим светом, который немеет перед «беспощадной мощью железобетона». Может быть, именно в эти моменты «танец электрической Терпсихоры» оказывает на душу «крестьянского» поэта настолько сильное влияние, что его «сказочное» представление о мире, культуре, цивилизации раскалывается и обретает более суровые очертания.
Директор московского музея Есенина Светлана Шетракова убеждена, что именно в период путешествия по Америке произошёл надрыв в душе и перелом в судьбе поэта, который в 1925 году привёл его к гибели.
— За последние два года были сделаны открытия о жизни и творчестве поэта, которые способны перевернуть привычное представление о нём. Скоро будут впервые обнародованы уникальные вещи, которые ранее не были продемонстрированы широкой публике.- рассказывает «МК» директор музея. - Очень интересные экспонаты связаны с одним из самых загадочных и мало отраженных в кинематографе периоде жизни поэта – с 1921 по 1923 годы. На это время как раз приходилось знакомство и короткий брак поэта с балериной Айседорой Дункан. Это время, когда поэт вместе со своей супругой отправились почти на полтора года в путешествие по Западной Европе и Америке», –
Помимо презентации «сакральных» предметов, в день рождения поэта в музее Есенина пройдёт и ещё одно символическое действо: официально заработает проект «Есенин-центр». Его художественный руководитель, режиссер и актер Театра на Таганке Влад Маленко (а теперь возглавляет поэтический театр), поясняет, что одна из площадок музея в переулке Чернышевского была отреставрирована специально для создания поэтического центра. Именно здесь в 15.00 откроется арт-проект «Рязань, я люблю тебя!», где современные художники представят взгляд на образ Есенина из разных городов России. Новые образы поэта, получившие на выставке кодовое название «Есенин NEW», обязаны своим появлением своеобразным техникам живописи: поп-арт, декоративный символизм, примитивизм, урбанистическая графика, полигональная живопись. Поэт, так сильно интересовавшийся экспериментами над формой и содержанием, исповедовавший «громадину-образ, образ без всякого подобия», наверняка был бы впечатлен.
Тем, для кого живописных образов в этот день окажется недостаточно , в 16.00 в «Есенин-центре» представят два фильма по произведениям поэта – «Сыпь, гармоника! Скука... Скука...» и «До свиданья, друг мой, до свиданья» режиссёра Ивана Оганесова. Кроме того, наиболее активным и юным гостям организаторы предложат попробовать свои интеллектуальные силы в «Арт-лабиринте». И всё это будет посвящено его земле, искусству и истории, в частности, еще одному «часу преображения» в жизни Есенина – революции.
Об Октябрьской революции 1917 года Есенин пишет много, «мешает действительность со сказкой», как трезвонят о нем «Петроградские ведомости». В газетах поэта называют приспособленцем, затем сам он пишет о себе как о «дезертире», а после и вовсе раззадоривается и становится «певцом революции» наравне с Блоком времён «Двенадцати» и Маяковским с его «Левым маршем». Рукописи, поэтические сборники и автографы нового смутного времени музей Есенина также покажет зрителям в день рождения поэта в рамках выставки «Революция на земле и на небесах», открытой к столетию Октябрьской революции.
Кроме того, «МК» узнал, как день рождения поэта будет отмечать Сергей Безруков, посвятивший поэту более 20 лет своей актёрской карьеры.
– Сергей Витальевич, в последние годы день рождения Сергея Есенина всегда был ознаменован яркими событиями с вашим участием, какие планы в этом году?
– Я буду играть в этот день спектакль «Хулиган. Исповедь» на сцене Московского Губернского театра. Для меня это традиция – в этот день выходить на сцену. Читать стихи Сергея Есенина. Мне кажется, это правильно, – отмечать таким образом день рождения поэта. Помнится, я в этот день 4 года назад устраивал большой флэшмоб на Тверском бульваре у памятника Есенину. Тогда было очень много молодежи, которые читали Есенина нон-стоп вплоть до самого вечера. Я начал этот флэшмоб и потом ушел читать Есенина в Кремль – играть свой спектакль «Хулиган. Исповедь», 6 тысяч зрителей в Кремлевском дворце слушали Есенина. Еще одно важное для меня событие было 2 года назад, когда праздновали 120 летний юбилей поэта – тогда состоялся благотворительный спектакль «Хулиган. Исповедь» на родине Есенина, в селе Константиново. Была построена сценическая площадка под открытым небом, и там собралось около 5 тысяч людей на празднование юбилея Есенина, весь берег Оки был в зрителях, которые слушали стихи.
– Открыли ли вы для себя за эти годы какие-то новые детали его биографии? Исследователи все еще бьются над загадкой его смерти, сложилось ли у вас окончательное представление о его судьбе?
– Честно говоря, я уже отчаялся бороться за то, чтобы расставить все точки над «i» в расследовании гибели Есенина. Единственное, я жду наступления 2025 года – надеюсь, доживу до этого времени, осталось не так много. Через 8 лет исполнится 100 лет со дня смерти Есенина. 100 лет – это срок давности, после которого многие документы и дела, находящиеся под грифом «секретно» могут быть обнародованы. Надеюсь, это произойдет, – вот тогда мы и узнаем всю правду.
– Ваша судьба много лет связана с поэтом, как изменился ваш взгляд на его личность?
– Конечно, с возрастом многое переосмысляешь. Когда я впервые сыграл Есенина, мне было 22, я был младше его. Сейчас я его намного старше, ведь он дожил всего до 30 лет, а мне уже почти 44. Меняется, наверное, и то, как я читаю его стихи. Я взрослею, и, конечно же, взрослеет и сама поэзия Есенина. В его стихах, особенно ранних, присутствует такая мальчишеская бравада. Но у меня уже опыт зрелого мужчины, и этого не спрячешь – надеюсь, от этого сочетания есенинские стихи приобретают уже более «взрослое» философское звучание, – может быть, об этом, конечно, судить зрителю. Но в то же время остается абсолютное ощущение нестареющих стихов. Одна из тем его творчества – это стихи о родине, причем искренние, без всякого пафоса и модного нынче квасного патриотизма. И хотя его поздним стихам уже без малого сто лет, они звучат очень по-живому и по-прежнему «попадают» в нас, сегодняшних. По тому, сколько молодежи я вижу на спектаклях, можно сделать вывод, что Есенин очень любим, он, если так можно выразиться, «в тренде», его любят читать, слушать. Он близок молодежи, в отличие от других замечательных поэтов того времени, – возможно, потому что навсегда останется молодым.
— Ваш театральный и телевизионный образ Есенина все-таки тяготеет к XX веку. Но каким бы был Есенин, если бы родился через сто лет, не в 1895, а в 1995? Не кажется ли вам, что образ трогательного и лиричного хулигана не вписался бы в современность? Или наоборот?
– Я думаю, что хулиганов любили во все времена, к ним было пристальное внимание. Смелые и открыто выражающие свои эмоции люди всегда взывали восхищение. Любые скандалы, в том числе в наше время, всегда воспринимаются как яркое культурное событие. Поэтому, я думаю, что Есенин с его такой яркой харизмой вписался бы в любое время. Потому что мы живем в России, а у нас всегда любили таких отчаянных, ярких.