— Салават Александрович, из-за чего случилась ошибка?
— Когда идет работа такого большого объема, всякое случается. Так что это вопрос пафосный.
— Вы уже ошибались в памятниках, поэтому…
— (Перебивает.) А вас это радует?
— А как вы думаете?
— Тогда вы должны по-другому подходить к вопросу. Ошибки везде бывают, в том числе в текстах. Их потом перепечатывают. И я исправлю свою ошибку. Сложившаяся ситуация называется «из пушек стрелять по воробьям». Проблема чисто рабочая. Политической составляющей тут нет. Прессе должно быть наплевать на эту ошибку.
— А заказчикам памятника?
— Ну понятно же, что если есть ошибка, то мы ее исправляем. Спасибо, что вы о нас обо всех заботитесь.
— Как исправите ошибку?
— Возьмем чертеж, в котором все уверены, и нанесем его на этом месте. Нас никто не торопит, но на годы это не растянется. Примерно за неделю должны справиться.
— У вас есть помощники и как вы их контролируете?
— Есть. Слежу за всем. Этот памятник мы делали с музеем и Интернетом. Кстати, все восемь моделей автоматов абсолютно верные.
— Как вы отнеслись к критике памятника Калашникову?
— С интересом, как всегда. Учтем все замечания при создании следующего памятника.
— Какого?
— Пока не могу сказать.
■ ■ ■
…Мы дозвонились скульптору Григорию Потоцкому и выяснили у него особенности создания памятников историческим личностям:
— Государство решает, к какому юбилею какой памятник выпустить. Минкульт объявляет конкурс. Привлекает к этому приближенных. Как правило, это одни и те же лица. Да, им доверяют, но их все равно ограничивают в свободе выбора. Ведь заказчики таких памятников-штампов — посредственные начальники, которые вчера были рабочими или строителями. Им и в голову не приходит, что можно делать памятники независимые, думающие, образные.
Щербаков — талантливый и способный мастер. Он выполняет свое дело хорошо, но сейчас у него случился казус. Если манера выбрана реалистическая, то надо быть точным до мельчайших деталей. Скульптор должен ходить в архивы, музеи, галереи, к историкам, изучать специализированные материалы в Интернете, только потом приступать к наброскам. Их тоже потом надо показывать специалистам.
Но тут дело даже не в скульпторе. Он выполняет заказ настолько, насколько глупы заказчики. У мастера, к сожалению, нет свободы выбора. Когда ставят задачу сделать памятник автомату, а не человеку, ему не приходится выбирать.
А еще дело в зрителях, которые уже не приемлют военного присутствия в мирное время. И это не исключает в них патриотизма. Нельзя понимать его сквозь автоматы и звездочку. Патриотизм надо понимать через Пушкина, Гоголя, того же Калашникова. Ученого, а не автоматчика.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram