Венецианский кинофестиваль подходит к финалу, вызывая неудовольствие части критиков. Здесь всегда хватало голливудских премьер, но избытка американских звезд никогда не было. Молились другим богам. Вот и теперь встречают Такеши Китано с его новым фильмом «Беспредел». Забыли старое, упреки в порнографии в адрес фестиваля, как ни в чем не бывало принимают Жерара Депардье. Он заменил больного Бернардо Бертолуччи и представил в ретропрограмме «Венецианская классика» его знаменитый «Двадцатый век», снятый в 1976 году, восстановленный Синематекой Болоньи и студией «Чинечитта». Но именно визит Джорджа Клуни и Даррена Аронофски вызывает ажиотаж.
Даррен Аронофски неожиданно стал в Венеции мальчиком для битья. Словно раньше он снимал одни шедевры. Его же «Черный лебедь» стал чем-то нарицательным в профессиональной балетной среде. А тут фильм про зомби — формально про зомби, про некий «бал вампиров», а по сути — триллер про внутренний мир творческого человека, писателя, который и сам горит в аду, и своим близким не дает житья. Хавьер Бардем сыграл писателя, который любит и любим, ждет рождения ребенка, а потом бросает его на растерзание нежданных гостей, полчищами заполоняющих его дом-призрак. Его несчастную жену сыграла Дженнифер Лоуренс. Но лучшая роль тут у Мишель Пфайффер, ставшей воплощением дьявола. Приезд 48-летнего Аронофски и 27-летней актрисы и его новой подруги Дженнифер Лоуренс (на съемках «Мамы!» все и произошло) вызвал ажиотаж. За парой охотились папарацци, снимавшие ее во время посещения Венецианской биеннале в садах Джардини, во время ланча в Венеции.
Лучшим фильмом в рейтингах зрителей и критиков стала американская лента «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури» Мартина МакДона. Российскому зрителю его имя известно по фильму «Залечь на дно в Брюгге». Его пьеса «Человек-подушка» поставлена Кириллом Серебренниковым в МХТ им. Чехова. Актриса Фрэнсис Макдорманд, когда-то сыгравшая женщину-полицейского в картине «Фарго» братьев Коэн, теперь психологически убедительно сыграла женщину на грани нервного срыва, но не истеричную особу, а мужественную мать, потерявшую дочь, убийцы которой гуляют на свободе. Ей ничего не остается, кроме того, чтобы обратиться к шефу полиции (роскошная роль Вуди Харрельсона, который с возрастом набрал мощи, но редко снимается), написав на билбордах обращение. Кажется, именно у этой картины больше всего шансов стать обладательницей главной награды — «Золотого льва».
Можно сколько угодно говорить о засилье Голливуда и американского кино в целом. Но объективность такова: американский фильм — в числе лучших. Другое дело, что много первоклассно сделанных картин, своего рода шедевров, где выразительны актерские лица, эффектны проезды на мотоцикле, как в китайской картине «Ангелы носят белое» единственной женщины-режиссера в конкурсе Вивиан Цюй, или пластика кадра в японской криминальной драме «Третье убийство» Хирокодзу Корээды. Нет какого-то потрясения, аномалии, если угодно, способной разрушить все привычные представления, как делал это Ларс фон Триер или кто-то другой.
Другой претендент на награды — «Фокстрот» израильского режиссера Самуэля Маоза — неожиданная камерная картина о глобальных событиях в жизни конкретного человека. Отцу и матери сообщают о гибели сына-солдата. Их жизнь превращается в ад, а потом произойдут события, превращающие все в абсурд. Картина эклектичная, особенная, в ней много неожиданного, что и не отпускает зрителя.
На десерт припасли новую картину французского режиссера тунисского происхождения Абделлатифа Кешиш. Когда-то он здесь победил с картиной «Кус-кус и барабулька». А теперь представил более чем трехчасовую ленту «Мектуб, моя любовь. Песнь первая». Ради того чтобы ее завершить, он выставил на продажу свою каннскую «Золотую пальмовую ветвь» за «Жизнь Адель». Теперь думаешь: а стоило ли это того? Безразмерный фильм, который можно смотреть и 6, и 12 часов, про беспечную жизнь молодежи, вечеринки и пляжи. Крутые бедра одной из юных героинь — полфильма на экране крупным планом. Сам режиссер не может от них отвести глаз. Какое-то торжество невостребованной плоти, фатальное томление женщин. А потом выяснится, что эта барышня — труженица фермы. Она будет кормить из соски овец, ухаживать за козами. Ну и пик всего — рождение в режиме онлайн парочки овец, и мать-овца предстанет как мадонна. В последние минуты фильма появятся русские девушки сомнительных занятий. Одну из них, по имени Анастасия, главный герой попытается найти на пляже, но быстро забудет, повстречав свою французскую подругу. Но все-таки Кешиш умеет создать такую атмосферу, в которую уходишь с головой и можешь бесконечно наблюдать за неторопливым течением жизни.
Итальянский фильм «Любовь и пули» стал пародией на «Ла-ла-ленд». Поют здесь даже в гробу, как делает это местный рыбный король. А вслед за ним — ограбленная туристка, больной под капельницей, отпетые бандиты и убийцы. Получилось смешно, вульгарно, на грани пошлости, что и затевалось. Но все же это местная радость из разряда приколов.
В документальной секции программы «Венецианская классика» участвует монтажная лента «Русская революция через фильмы» французского режиссера Эммануэля Хамона, работавшего когда-то ассистентом у Патриса Шеро и Роберта Альтмана. Он собрал фрагменты известных советских картин и попытался через них рассказать о событии, которое потрясло мир. Ничего интересного не получилось.
Венеция.