За два часа до сбора труппы. На сцене уже установили три полые металлические секции. В одной — пять или шесть кресел, в другой — серый диван. Музыканты пробуют звук инструментов, а заведующий музыкальной частью Василий Немирович-Данченко (внук основателя МХТ) говорит:
— Играем как на спектакле. Играем не номер — должно звучать, как на полноценном спектакле.
На нотном листе латиницей написано название «Свобода выше всего», и заняты в спектакле Лика Рулла и Ксения Глинка. Название, конечно, говорит само за себя, особенно в контексте происходящих событий — задержания руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. За два часа до начала я думаю: будут ли кроме музыки и пения какие-то слова? Ну что ж, посмотрим.
Большой зал через два часа. Все идет по сценарию, написанному для всех театров раз и навсегда: артисты разной степени известности и популярности обнимаются, целуются, позируют в фото- и телекамеры. Камер очень много: в МХТ, как нигде, много медийных лиц. Входит Игорь Верник, под «обстрел» камер попадает Филипп Янковский (но он не в труппе, а на разовых ролях). Анатолий Белый говорит, что приехал со съемок сериала «Ворона», который снимается сейчас в Петербурге, где он играет вместе с Лизой Боярской. Старейшая актриса Нина Гуляева в зале примеряет шляпку Ирины Мирошниченко, здесь же прекрасные Наталья Тенякова, Алла Покровская, Евгения Добровольская и многие другие. На восьмом ряду слева посадили выпускников, которых зачислили в МХТ в этом году. Среди них особенно выделяется девочка, красотой своей напоминающая портреты XIX века, — тоненькая, с большими глазами, светлые волосы, туго схваченные в хвост. Это внучка Евгения Евстигнеева — Софья Евстигнеева, в этом году она окончила курс школы-студии МХТ.
Наконец входит Олег Павлович Табаков, но не занимает место у столика, специально поставленного для него, а садится вместе со всеми. Уходит свет, и на сцене — женский дуэт из спектакля «Зойкина квартира», который поставил Кирилл Серебренников, спектакль до сих пор с успехом идет в театре. Главные слова в дуэте: «У свободы темных пятен нет./У свободы только белый цвет». Номер заканчивается, все аплодируют, итог подводит Табаков:
— Надеюсь, это не последний спектакль, который поставит Кирилл на сцене Московского художественного театра.
Бурные аплодисменты.
Можно сказать, что это самый короткий сбор труппы — продолжался 20 минут, за это время Олег Павлович успел поздравить тех, у кого был день рождения (Ирина Мирошниченко), тех, кто стал счастливыми родителями (Александра Ребенок, Павел Руднев), представить молодых артистов и — самое главное — объявить планы на сезон. В МХТ, как всегда, они обширные: ставить будут Юрий Бутусов («Человек из рыбы»), Константин Богомолов («Три сестры»), Михаил Рахлин («Веселые времена»), Марина Брусникина («Офелия боится воды»), Игорь Золотовицкий («Из жизни ископаемых»), Юрий Кравец («Стакан воды»). Осмыслению того, что произошло с Россией 100 лет назад, в 1917 году, по словам Табакова, посвящены многие постановки, и первая — «Светлый путь. 1917» — состоится в начале сезона на Большой сцене. Спектакль выпускает молодой актер и режиссер Александр Молочников.
Константин Богомолов прокомментировал ситуацию с Серебренниковым. Его позиция очень разумная и конструктивная: лишение художника возможности работать — уже большое наказание, но он категорически против кликушеских призывов не открывать сезоны, митинговать и бойкотировать спектакли, потому что эти призывы — не что иное, как привлечение только к себе внимания, а художественные достоинства работ Кирилла Серебренникова бесспорны.
После сбора труппы я поговорила с Софьей Евстигнеевой. Ее родители — актеры театра «Современник» Мария Селянская и Максим Разуваев.
— Ты взяла фамилию дедушки?
— Я Разуваева, и мне не хотелось обижать папу — менять фамилию. Но это именно предложение папы.
— Ты из актерской семьи. Стоял вопрос, идти в актрисы или нет?
— После 10-го класса я твердо решила быть актрисой. Год никуда не поступала, а потом пошла на курс к Евгению Писареву, в этом году окончила.
— Во время учебы удалось выйти на сцену? Студентов школы-студии обычно активно занимают в массовках спектаклей.
— Нет, не играла, но сейчас я ввожусь в четыре спектакля, в частности «Конек-горбунок», «Мастер и Маргарита».
— Конечно, ты не застала своего деда — великого русского артиста Евгения Евстигнеева. Но смотришь его работы?
— Да, я смотрю очень много. Мне очень нравится его работа в фильме «Собачье сердце», другие. Мама некоторые эпизоды не может смотреть, особенно те, где по роли ему плохо, но я смотрю все.