Пожалуй, это самая молодая труппа в Москве: первому поколению учеников Сергея Женовача, из которых 13 лет назад возник театр, немногим за тридцать. А тем, кого зачислили в этом году (их 11 — 5 девочек, 6 мальчиков), едва за 20. Их учитель сам как школяр: вроде взрослый, а стесняется стоять на сцене в качестве оратора. Но такой уж он человек — с тихим голосом, робкими движениями, но твердым характером и большим талантом.
Впрочем, на сборе стало ясно, что он еще и мастер интриги. Во всяком случае, когда речь зашла о новых постановках, то Сергей Васильевич тут проявил мастерство — так держал паузу и медленно подъезжал к названиям, что определенный градус напряжения в зале создал.
— Теперь нас 40 человек. Мы выбрали два названия. 14 сентября откроем сезон «Мастером и Маргаритой» (этот спектакль и две роли в нем отмечены театральной премией «МК». — М.Р.)… А буквально на следующий день состоится читка новой композиции… Мы выпустим ее в следующем году. Осенью начнем репетировать вторую вещь… Встреча с замечательной прозой…
Наконец, режиссер произносит название: «Заповедник». Потом поясняет, что в нем встретятся Александр Сергеевич Пушкин и Сергей Донатович Довлатов. Чтобы проникнуться атмосферой Пушкиногорья, отмеченного присутствием в разное время там этих писателей, туда отправятся участники будущего спектакля. «Чтобы проникнуться атмосферой», — говорит Женовач.
Ну а второй работой станет пьеса, встреча с которой, опять же по словам художника, счастье и для режиссера, и для артистов — «Три сестры» Чехова. В этот момент молодежный зал даже ахнул, невольно выдав неожиданность такого решения своего худрука. В этом сезоне, по словам директора театра Александра Фокина, Студия театрального искусства приросла своими мастерскими и театральным буфетом. Ну а замминистра Александр Журавский подтвердил серьезность намерений культурного ведомства и дальше поддерживать театр, на который явно делается ставка. В общей сложности театру Женовача обещано 132 миллиона рублей, эта цифра складывается из целевой субсидии, добавки на заработную плату и гранта.
— В следующем году мы грант увеличим, — подтвердил замминистра.
Под занавес тех, кто летом отметил день рождения, одарили томиками Пушкина и Довлатова, а новеньким вручили по бутылке яблочного сидра.
А в это время в Школе драматического искусства на Сретенке (ШДИ) четыре руководителя четырех художественных лабораторий огласили свои планы на 31-й сезон. Итак, уже в середине сентября состоится премьера спектакля «Бесприданница» по пьесе Островского в постановке Дмитрия Крымова. В октябре Игорь Яцко предъявит «Мертвые души» по одноименному произведению Гоголя. А в ноябре Константин Мишин выпустит «Слугу двух господ» по пьесе Карло Гольдони. Вслед за этим Александр Огарев покажет публике спектакль «Сюзанна» по пьесе норвежского драматурга Юна Фоссе. В главной роли выступит приглашенная из театра Маяковского великолепная актриса Евгения Симонова.
В новом сезоне ШДИ во второй раз примет студентов ГИТИСа: вместе с ними Дмитрий Крымов выпустит «Ромео и Джульетту». Предыдущий опыт сотрудничества принес две «Золотые маски» за спектакль «О-й. Поздняя любовь». И наконец, к 150-летию со дня рождения Максима Горького планируется выпустить «Дачников». Здесь Александр Огарев объединит артистов разных лабораторий ШДИ.
Днем раньше на сборе труппы РАМТа его худрук Алексей Бородин озвучил планы на новый 97-й сезон. Среди премьер — «Последние дни» по произведениям Булгакова, Пушкина и новой пьесе Бориса Акунина. Над этой постановкой работает сам Бородин. Марина Брусникина выпускает «Хурму» (пьеса Наташи Слащевой). Премьеры готовят также Александр Хухлин и Олег Долин.
В этом сезоне рамтовцы отметят 10-летие своей замечательной многочасовой эпопеи «Берег утопии», ожидается приезд автора пьесы — сэра Тома Стоппарда, сотрудничество с которым будет продолжено. А в ноябре на свои первые зарубежные гастроли — в Мадрид — отправится спектакль «Демократия».