Жюри конкурса «Игровое кино. Осенние премьеры» под руководством драматурга и режиссера Рустама Ибрагимбекова присудило главный приз дебютной картине про Витьку Чеснока, а также отметило Евгения Ткачука как лучшего исполнителя мужской роли — все того же Витьки. Фильм получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков и даже корзину с чесноком в качестве приза. По словам продюсера Федора Попова, в 2015 году, когда он запускался, государством было поддержано всего три дебюта, включая «Витьку…». При этом фестивальный конкурс оказался переполнен дебютами.
За несколько часов до вручения наград в Выборге принято собирать жюри и выслушивать его мнение. Рустам Ибрагимбеков заметил, что хамства в дебютах по отношению к зрителю хватало. «Старые советские сюжеты опущены в жесткую современную среду, что придает энергии сюжетам, которые мы видели», — заметил он. Режиссер Юсуп Разыков вспомнил о дебютах «других парней» — Велединского и Хлебникова, которые не считали себя гениями. Теперь налицо если уж не наглость, то самоуверенность дебютантов, шурующих на фоне картонного Тарантино. «Почему люди стесняются быть собой? Шукшин, Абдрашитов работали на том материале, который знали, а не стремились сделать что-то прикольное, поржать со своими», — считает Юсуп Разыков. При этом конкурсные фильмы мы смотрели под громкий хохот актера Артура Смольянинова, и это поднимало настроение.
Дебютный «Лес» Романа Жигалова, отмеченный за дебют, создавался четыре года. Говорят, что продюсеры увели половину бюджета, так что пришлось изыскивать собственные средства. Роману Жигалову пришлось стать продюсером. Родом он из Архангельской области и считает: «Лес — проклятие России, такое же, как нефть. Это ресурс, в который мы вцепились и ничего не хотим менять». Снимали картину во Владимирской области — хотя мечтали поехать на север, да денег не нашли.
«Девушка с косой» дебютантки Ольги Поповой отмечена дипломом за актерский ансамбль. Молодой артист Олег Гаас, похожий на Данилу Козловского, крайне удивился: «Я только на фестивале узнал про ансамбль. Моим партнером был лифт и еще голос Нины Дворжецкой». Действительно, весь фильм он просидел в кабине лифта, застрявшего между этажами, и переговаривался с диспетчером. А по предновогодней Москве слонялась Девушка с косой. Но костлявую можно прогнать, и тогда все будет хорошо. Эта новогодняя история снята вполне уверенно и по-русски выпускницей Калифорнийского университета.
На правах президента «Окна в Европу» Армен Медведев вручил награду внуку своего друга Петра Тодоровского — Петру Тодоровскому-младшему — за роуд-муви «Лавстори». Все сравнивают его со знаменитыми родственниками, а он снял скромную картину о встрече с первой любовью. «Съемки проходили тяжело. Не могу вспомнить ни одной веселой истории. Нас выгоняли с пляжа, потому что он соседствовал с дачей Путина» — в общем, у Тодоровского все как у всех и пока весьма умозрительный фильм, герои которого существуют в безвоздушном пространстве.
В конкурсе «Копродукция. Окно в мир» победил созданный при участии России «Красный русский» бразильского режиссера Чарли Брауна. Сценарий основан на дневниках бразильской актрисы Марты, учившейся в Москве. Осмотрев общежитие ВГИКа, Чарли решил: «Здесь никто не должен жить» — и расквартировал героинь в Доме ветеранов кино, среди его реальных обитателей. Получилась великолепная, смешная картина, способная запутать неискушенного зрителя: правда ли все в ней или вымысел? «Красный русский» — название помады, которой Марта красит губы, но узнаем мы об этом почему-то после фильма.
Диплом должны были вручить Абдумамаду Бекмамадову, приехавшему в Россию с Памира на заработки. Он снимался в документальной ленте «Песни Абдула» Анны Моисеенко в роли самого себя. Но за наградой его не отпустил прораб — надо было плитку укладывать. Абдул исполняет баллады о том, что сопровождает его жизнь: «Хорошие памирцы, мы приехали в Москву…» И спать приходится впятером на диване, и не видеть жену с детьми 12 лет. На родину он отправится со съемочной группой. Сын, которому был год, стал взрослым.
Анимационное жюри во главе с Андреем Хржановским награждали за волшебство, исходили из того, что хорошая анимация — чистая поэзия. Вот главный приз и получил Дмитрий Геллер за фильм «Рыбы, пловцы, корабли», снятый в Китае, где можно экспериментировать и не думать о неразрешимых бюрократических и технических проблемах. Приз им. Саввы Кулиша вручала его вдова Варвара Арбузова. Достался он студентке Юлии Бобковой за документальный «Последний вальс» о композиторе Олеге Каравайчуке. Почти все свои фильмы Савва Кулиш делал с ним. Варвара Арбузова вспомнила, как Каравайчук ночевал в их доме: «Он не хотел спать на диване или кровати, нашел лохматый болгарский ковер. Наша собачка Тучка все время подвывала, но Олег сказал: «Она мне помогает музыку сочинять». Как-то я увидела: сидит на ковре Олег, а наша бедная собачка прижалась к нему. Олег пел, она подвывала, и рождалась гениальная мелодия». «Последний вальс» отмечен спецпризом жюри неигрового конкурса, отдавшего главную награду фильму «Форсаж. Возвращение» Наталии Гугуевой.
Перед показом фильма «Апостасия» режиссер Алексей Мурадов призвал зрителей: «Приготовьтесь выжить». И зрителю приходилось это делать почти на каждом сеансе, хотя к картине самого Мурадова это не имело отношения.